Кто же правит миром – сила Хаоса или дух Разума?

 

«Современное человечество переживает великую смуту. Колеблются все основы жизни. Замутились все истоки духа. Идет великий распад и грозят все новые и новые беды. В этих бедствиях и страданиях нашего времени, в заливающих нас искушениях, среди обставших нас страхов – мы снова учимся молиться»  Иван Ильин.

 

Наш МИР, кажется, «сошел с ума», полностью утратил привычную для современного человека упорядоченность. Первоначально на рубеже 2019-2020 годов необычная динамика погодных условий удивила жителей коренной России теплой, почти бесснежной зимой. Потом с приходом весны все человечество подверглось эпидемии убийственного Коронавируса, в наибольшей степени поразившего главного распорядителя мирового порядка в лице США. А начало этого лета принесло с собой новую напасть в виде стихийного бунта граждан тех же самых США. Какую новую беду нужно ожидать современникам с наступлением осени?

Кремль в довершение всех напастей придумал для своих граждан неожиданную проверку на сообразительность в виде экстренного внесения в действующую Конституцию страны крайне нужных кому-то поправок. Нашему политическому лидеру  за все 20 лет нахождения у кормил российской власти было ранее почему-то недосуг делать какие-либо изменения в основном Законе совместной жизни россиян, а на последнем этапе своего руководства страной ему вдруг потребовалось принять в экстренном порядке так нужные всем поправки: к чему бы такая спешка? Все эти чрезвычайные обстоятельства ясно говорят о «тотальном кризисе», хаосе в головах всего мирового сообщества и, в частности, российского социума, ставя перед людьми вопрос о поиске новых гражданских и геополитических вождей в созидании будущего, о радикальном изменении исторического курса в развитии современной цивилизации, о коренном «переформатировании» ее жизненного уклада.

Кто же станет новым социальным наставником человечества в стремлении к лучшему будущему, в дальнейшем продвижении общества по пути исторического прогресса? Наблюдаемое ныне состояние исторической неопределенности в проектировании будущего размечает перед сообществом два альтернативных курса развития – тотального утверждения Силы в управлении социальной реальностью, обрекающего людские массы на самоуничтожение в военном противоборстве мировых держав, или же стратегию всемирного Разума в претворении планов сотрудничества стран и народов.  Сегодня человечеству предстоит сделать главный Выбор своей исторической Судьбы, от которого будет зависеть его жизнь и смерть.

            Российское общество, выступая социокультурным ядром объединения северных народов евразийского континента, усиленно ищет средства защиты своего населения от смертельного Коронавируса, параллельно обдумывая удобные пути в будущее и ускоренно переформатируя конституционные карты своего 30-летнего исторического курса. Однако поспешно возводимые законодательные сооружения, построенные на сыпучей почве мирового кризиса, вряд ли будут надежной опорой общественной практики российского социума в претворении будущего. Поэтому следует соотнести намечаемые в РФ революционные перестроения с общеисторической практикой глобального социума. В этой максимально общей социально-политической конфигурации современное мировое сообщество выступает на исторической арене как взаимодействие жизненных программ народов южной и северной, западной и восточной цивилизаций. В нашем понимании, цивилизации представляют собой самобытные, максимально широкие по гражданскому составу и способные к саморазвитию общественные системы практической деятельности народных масс, объединенных в своих  усилиях общими ценностями и различающихся между собой прежде всего особенностями жизненного уклада во взаимодействиях с окружающей природной средой.     

Нравственные устои народов Южной цивилизации  представлены религиозными канонами индуизма, иудаизма и ислама и руководствуются принципом «тождества», неизменности своих высших ценностей. Индуизм в этой триаде утверждает фундаментальный характер дифференциации населения по нравственным основаниям на социальные сословия религиозных учителей, воинов-защитников, производителей материальных благ и неприкасаемых «уборщиков мусора». Иудаизм наделяет священным смыслом свои родовые узы, провозглашая еврейский народ «детьми божьими» и утверждая этим «национальную солидарность» высшим законом социальной жизни. Ислам признает высшим религиозным принципом «борьбу с неверными» как богоотступниками, подрывающими нравственные устои совместной жизни людей.

Народы Восточной цивилизации, взращенные природным изобилием родной земли, руководствуются принципом «семейственности», коллективной сплоченности как главном факторе продуктивности  общественной жизни. Граждане Западного сообщества, прежде разделенные между собой географическими, государственно-политическими и культурно-историческими границами, ныне сознательно объединились в общем деле построения «Европейского дома» и исповедуют в повседневной практике ценности «индивидуализма» и узаконенной «конкуренции», состязательности, «спортивного соперничества»  в достижении жизненных благ.

Представители Северной цивилизации, проживая в условиях сурового природного климата, должны были строить свое будущее на основе требований коллективной сплоченности и сообразительности в постижении тайн окружающей природы: в этом плане высшим ориентиром поведения северных народов становится заповедь «коллективной разумности» в утверждении совместного будущего. Лишь максимальная степень сотрудничества народных масс в разумном преображении действительности способна спасти человечество от глобальной катастрофы. В этой жизненной перспективе именно народы Северной цивилизации, воспитанные суровыми природными условиями, должны сказать решающее слово в построении глобального социума.

Главным орудием  «духовного творчества» народных масс служат их национальные языки, когда законы «родной речи» формируют созидательный разум того или иного сообщества. Как говорит Евангелие от Иоанна, «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Законы Слова управляют разумной жизнью людей: поэтому нынешний кризис человеческого общежития может быть преодолен лишь на основе познания законов языкового генезиса мирового сообщества. Эта мысль о законах мирового Слова как идейной первооснове разумной организации человеческого общежития и определила логику изложения мной концептуальных оснований научно-философской системы «онтологического символизма» как продолжения рационально-логических построений русских мыслителей   новейших времен, начиная от М.В.Ломоносова и Гр.Сковороды, А.Н.Радищева и К.С.Аксакова до философов ХХ столетия в лице П.Флоренского и С.Н.Булгакова, А.Белого и А.Ф.Лосева.

Познание символических канонов языкового творчества человеческого сообщества предполагает прежде всего определение особенностей языковых систем народов-лидеров  в установлении генеральных тенденций развития всемирной цивилизации во времена Бронзового века (IV-II тыс. до н.э.), Античности (I тыс. до н.э. – 6 век н.э.), Средневековья (7-14 вв н.э.), Нового времени (15-18 вв н.э.), Новейшей эпохи (19-20 вв н.э.), а также Современной эпохи наступившего столетия. Нравственная логика этого социально-исторического процесса намечается языковыми особенностями двух лидирующих народов каждой из указанных эпох в развитии мирового сообщества. Для периода Бронзового века такими социальными лидерами  были народы Египетского и Ассирийского царств. Для эпохи Античности определяющими общественными системами стали великие империи древних греков и римлян. Средневековая эпоха была представлена распространением исламской веры в завоеваниях арабских и турецких народов. Новое время было связано с политической экспансией Испании и Франции. В Новейшей истории мировой цивилизации ведущую роль сыграли германский и англо-саксонский этносы.

Вопрос о социальных лидерах наступившего XXI века остается открытым:  на эту роль претендуют, по крайней мере, три национально-государственных объединения – китайцев, евреев и россиян. Китай как социально-политическая организация самого многочисленного в современном мире национально-государственного сообщества существенно ограничен в своих геополитических возможностях традиционным характером иероглифической письменности национального языка. Израиль как воплощение политической воли самого духовно сплоченного национального сообщества, скопившего финансовые богатства  всего человечества, значительно ограничен в своих геополитических возможностях утверждением собственной духовной исключительности по сравнению с другими народами, затрудняя этим их подключение к реализации его исторических планов. Таким образом, методом исключений мы должны признать русский народ наиболее перспективным претендентом на роль главного субъекта в претворении разумных очертаний «глобального социума».

Однако народ русский как социальный представитель идеологии «гуманизма», отвергший в начале ХХ века установки гражданского неравенства, сословности Российской империи, а затем сокрушивший военную машину европейского фашизма и японского милитаризма, узаконил в постсоветские времена свою качественную, национально-государственную разобщенность в разделении русского этнического массива на украинцев-малороссов, великороссов-россиян и белорусов.  Эти три ветви русского этнокультурного сообщества и обозначили главные исторические вехи нравственного развития русских народных масс. Украинский этнос духовно возник на заре становления русской  государственной жизни, еще крайне разнородной в своих социально-политических интенциях, и выразил чувственно-эмоциональную, индивидуальную  природу русской души, нацеленную прежде всего на достижение личного блага. Такая  чувственно-эмоциональная приземленность русско-украинской души и определила феодальную раздробленность, политическую расслабленность древнерусской государственности и привела ее к гибели под ударом сплоченной силы монгольского войска. Сегодня та же эмоционально-чувственная сумятица в украинских сердцах вновь  подталкивает Русский мир к социальному распаду.

            Великоросский этнос смог подчинить собственную чувственную натуру требованиям государственного единства, укрепил свою волю православным каноном великодержавного царства, распространив его пределы от европейских границ до тихоокеанских берегов. Но эта пространственная ширь российских земель потребовала для их продуктивного освоения «дифференциации» державного разума в управлении отдельными территориями, когда русский ум сформировался в своих государственных устоях как «локальный рассудок», нацеленный на систематическое объединение множества «территориальных миров». Для эффективной жизнедеятельности в глобальном социуме такого рассудочного потенциала недостаточно: всемирный размах политической воли требует от сознания людей способности саморазвития, познания универсальных законов бытия как основания для творческого самообновления своего содержания.

            Эта задача саморазвития духовных потенциалов Русского мира в пространстве глобального социума и находит свое наиболее адекватное выражение в одухотворенной жизни белорусского народа, не обладающего столь плодоносной житницей, как украинская земля, и природными богатствами Великой России. Но белорусский народ показал в годы Великой Отечественной войны железную волю в защите своего национального достоинства и тем доказал свою способность к великим ратным, трудовым и духовным подвигам.  Трудовую доблесть он засвидетельствовал  в послевоенном восстановлении жизни своего отечества на основе достижений современной науки. Собранность белорусских гражданских масс на пространственно небольшой территории своего коренного расселения позволяет государственному разуму сконцентрировать собственные усилия в перспективном планировании жизни национального социума и наиболее продуктивно развивать в нем интеллектуальные способности как концептуальный ресурс общественной мысли, взращенный творческим потенциалом передовых научных знаний.

Если разум украинского общества ограничен эмоционально-чувственной стихией личностного самосознания граждан, питаемого духом прошлого, то общественный разум россиян нацелен государством на эффективное управление силой  локального рассудка разноликими территориями в настоящем.  Для творческого самоопределения белорусского народа в реалиях глобального социума требуется приоритетное развитие научного интеллекта как первоосновы в познании универсальных законов мировой целостности и утверждении суверенного будущего страны. Такое развитие требует от  руководства республики вполне сознательного усилия по самоопределению собственной воли в руководстве общественной практикой на основе достижений передовой науки. «Государство и политика, —  указывал русский философ Иван Ильин на созидательные силы общества, — живут правосознанием народа и почерпают свою силу и свой успех именно в нем. И здесь важно, с одной стороны, правосознание лучших людей, с другой стороны, правосознание массы, ее среднего уровня» (Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.:  «Издательство АСТ», 2003 — 694 с., с. 456).  Этой лучшей частью белорусского общества и должна стать интеллигенция. Наука и только наука способна вывести белорусский социум в лидеры мирового сообщества, утвердить белорусский народ интеллектуальным средоточием творческой энергии русских народных масс. 

Сегодня передний план мировой науки, инспирированный глобальными проблемами современности, вполне наглядно обозначен генеральным фактом мироздания, представленным в необъятной темноте космической ночи. Кто из деятелей современной науки дает разумное объяснение этому глобальному факту? Если ученые хотят преодолеть смертельные угрозы, ставшие в этом году очевидными для всех людей, то они должны предложить разумное объяснение данному факту. Я строю свое понимание на основе признания реальности в космосе постоянной величины ускорения потоков электромагнитных  излучений (300000км/сек2), все время «убегающих» в нарастающем темпе своих динамических потенциалов за порог зрительной видимости их энергетического спектра. Указанная концепция в объяснении ключевого факта мироздания ведет к открытию совершенно новых перспектив в изучении физической реальности, так как увеличивает временные параметры ее существования до 1 триллиона 289 миллиардов (1,289·1012) лет. Эта величина  на два порядка выше по сравнению с интервалом  в 10-20 миллиардов лет как длительностью существования Вселенной, установленной  физикой прошлого века на основе постулата постоянства скорости света (300000км/сек). Подтверждением верности нашего определения возраста физической реальности служит эмпирически зримая регулярность в темпоральной динамике мировой целостности, указывающая на величину в 1 триллион 259 миллиардов лет как длительность существования мироздания: подлинная протяженность существования физического мира всегда меньше теоретических пределов его возможной реализации.

В заключение скажу одно: если белорусский народ действительно желает укрепить свой социальный престиж в братском кругу малороссов-украинцев и россиян как равноправных партнеров, то ныне наступает наиболее удобный для этого момент, когда привычные ориентиры рушатся  и все ищут свой путь в будущее. Лишь культ научных знаний в постижении мировой целостности обеспечит белорусам достижение желанного нравственного авторитета в общении с украинцами и русскими и утвердит их социальными лидерами в претворении будущего Русского мира в пространстве глобального социума. СЛОВО за вами, граждане и ученые Республики Беларусь…

 

Л.А.Гореликов – д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

+1
0
-1

Комментарии

Аватар пользователя Гореликов

Современное мировое сообщество переживает период глобальных потрясений, свидетельством чего стали необычные явления в природных, геоклиматических процессах, в эпидемии убийственного Коронавируса, в социальные потрясениях США как генеральном наставнике глобального социума. Обозначенный в статье "белорусской горизонт" исторического развития Русского мира настоятельно требует для своего осуществления самого главного богатства страны - духовно сильных ЛИЧНОСТЕЙ: "КАДРЫ решают все".
Сегодня Россия испытывает явный кадровый голод в претворении будущего, упорно отрабатывая для своих граждан команду "шаг на месте" все последние 20 лет и давая украинцам и белорусам возможность предложить к исполнению свой план действий в реализации будущего Русского мира. Украинцы, добившись долгожданной политической свободы, тут же отдали ее в распоряжение западного социального союза, надеясь укрыться от геополитической непогоды в комфортабельной прихожей Европейской гостиницы: остается надежда лишь на белорусов, что они выведут русский народ из исторического тупика. Но для этого белорусский социум должен направляться настоящим национальным Лидером: КТО достоин такого звания в современном белорусском социуме? Ответ на этот судьбоносный вопрос дадут в скором времени выборы президента Республики Беларусь.

+1
0
-1
Аватар пользователя Гореликов

Историческая ситуация мирового кризиса требует от всякого национального лидера главного политического качества - социальной надежности, практической продуктивности в претворении жизненного курса страны. Для Республики Беларусь такой «надежный курс» был проложен под президентским руководством Лукашенко Александра Григорьевича. В каких же нравственных качествах выражается эта «социальная надежность» для белорусского общества руководства Александра Лукашенко? Его политический облик определяют три главных нравственных императива:
1/ «гражданский патриотизм», радикальная приверженность интересам «родной земли», историческим традициям совместного проживания «российских народов»;
2/ «социальный коллективизм», нравственная приверженность коллективистским ценностям социалистического образа жизни советских граждан;
3/ «национальный патернализм», признание суверенной воли белорусской земли высшей установкой своей политики в претворении будущего, отвергающей претензии кремлевского руководства постсоветской РФ на руководство развитием белорусского социума.
В условиях глобального кризиса такой набор социальных качеств служит наиболее убедительным выражением нравственной позиции национального лидера.

+1
0
-1
Аватар пользователя Гореликов

Продуктивное продвижение белорусского общества к лучшему будущему требует в условиях кризиса мирового социума постоянного уточнения избранного исторического курса развития страны в общении национального лидера с народными массами. Такое общение с народом предполагает образование в системе демократических институтов гражданского общества трех «общенациональных советов»:
1/ «Общенационального Верховного Идеологического Совета» как органа общения действующего Президента Республики с бывшими исполнителями президентских и премьерских полномочий, а также верховными иерархами основных религиозно-церковных сообществ страны;
2/ «Общенационального Верховного Ученого Совета» как органа общения действующего Президента Республики с деятелями научного сообщества в лице представителей ведущих университетских и главных академических научно-исследовательских центров страны;
3/ «Общенационального Верховного Общественно-Политического Совета» как органа общения Президента Республики с представителями основных политических партий и общественных движений страны в отработке перспективного политического курса развития белорусского социума.
Лишь в этом общенациональном диалоге открывается ясный горизонт разумного будущего страны.

+1
0
-1