Глобальная угроза человечеству и межцивилизационные разрывы российского общества

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное»

(Библия. Эккл. 3: 1-2)

 

Современные народы переживают эпоху глобального социума, связанную с максимальной унификацией законов материального воспроизводства общественной жизни людей и развитием информационных технологий их всемирного общения. Но вместе с глобализацией социальной действительности в современный мир вошли глобальные проблемы, угрожающие будущему всего человечества – социально-политические, природно-экологические, духовно-нравственные. Наиболее зловещей среди глобальных проблем является вопрос о выживании человечества в условиях острой конкуренции наиболее развитых социально-политических систем, оснащенных ядерным оружием, способным в случае применения уничтожить все живое на Земле.

Ныне в условиях информационной вседозволенности, стремительного распада традиционных ценностей и пробуждения культа сатанизма в странах западной цивилизации угроза самоуничтожения рода людского становится все более зримой опасностью, некогда предсказанной религиозными пророчествами в видениях Апокалипсиса. Сегодня эти религиозные предсказания трагической судьбы рода человеческого все более основательно подкрепляются выводами современной науки о катастрофическом ускорении глобальной динамики мировой истории и подключением к ее объективной стихии интеллектуальной энергии людских масс, насыщенной разрушительными потенциалами их нравственной свободы. Наглядная логика этого всемирно-исторического процесса была обнаружена в материале живой природы Ф.Энгельсом, увидевшим здесь действие закона постоянства ускорения биотической эволюции: «По отношению ко всей истории развития организмов надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта» [Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. М.: Госполитиздат, 1961. С. 343–626. - С. 620]. Установленная немецким мыслителем зависимость в ускорении эволюционного процесса живой природы может быть экстраполирована с определенным уточнением на всю доступную нашему наблюдению историю мироздания: по отношению ко всей истории мировой целостности следует принять закон циклического ускорения элементов ее 4-х уровневой системной организации пропорционально двойному сокращению длительности их существования во времени от исходного пункта.

В соответствии с таким эмпирическим обобщением можно построить математическую прогрессию темпоральной динамики мировой эволюции в ее ретроспективной направленности от настоящего к прошлому. Исходной мерой намечаемой исторической ретроспекции будет интервал времени в 1 век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции этап будет охватывать удвоенное время предшествующего. Сумма элементов данного числового ряда – 1, 2, 4, 8, 16, 32 – составит 6300 лет, указывая в своем итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V–IV тыс. л. до н.э. раннеклассовых цивилизаций Бронзового Века – Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6-го шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38300 лет будет соответствовать примерному историческому возрасту существования «Человека Разумного», определившего идеальные перспективы социально-исторической практики человечества и создавшего современную техногенную цивилизацию.

Повторим ту же процедуру вычислений, но уже с единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6-го шага первого числового ряда (32000 лет): 32, 64, 128, 256, 512, 1024. Сумма величин нового ряда обозначит отрезок мировой истории в 2016000 лет. Согласно данным современной антропологии, примерно 2 млн. лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «Человека Умелого». Если сложить полученный результат (2016000) с десятикратным увеличением 6-го шага данного числового ряда (10240000) и возрастом «социализированного человечества» (38000), то величина в 12294000 лет будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «Рамапитек», отделившего около 12 млн. лет назад человека от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем человеческого рода.

Проделаем вновь подобный алгоритм вычислений, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6-го шага предшествующего ряда в 10 млн. 240 тыс. лет: 10240, 20480, 40960, 81920, 163840, 327680. Сумма величин нового ряда в 645 млн. 120 тыс. лет указывает на эпоху кардинального преобразования в развитии живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложноорганизованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине в 645 млн. 120 тыс. лет прибавить десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда в 3 млрд 276 млн 800 тыс. лет и возраст человечества в его максимальных границах (12294000 лет), то интервал в 3934214000 (3,9 млрд) лет определит в общих чертах длительность существования жизни на Земле.

Достаточно «точные» попадания обнаруженной прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальный момент физического зарождения Вселенной. Проделаем еще раз ту же операцию, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6-го шага предшествующего числового ряда (3277000000, т.е. 3 млрд 277 млн лет): 3277, 6554, 13108, 26216, 52432, 104864. К сумме этих чисел (206451000000, т.е. 206 млрд 451 млн лет) прибавим десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (1048640000000 лет) и возраст существования жизни на Земле (3934214000 лет). В соответствии с эмпирической логикой мировой прогрессии действительный, т.е. эмпирически зримый, возраст Вселенной охватит интервал времени величиной в 1 трлн 259 млрд (1259000000000) лет.

Наше прочтение темпоральной динамики мировой эволюции при всей меткости своих математических попаданий в узловые точки исторического процесса все же остается в своей количественной форме довольно абстрактной моделью действительной истории, требуя дополнительного подтверждения собственной эмпирической достоверности. Таким подтверждением будет служить ее качественная интерпретация. Проясним качественный смысл первого цикла представленной схемы: 1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32. Эта последовательность обозначает продолжительность «социальных формаций» в развитии мировой цивилизации. Так, все еще бодрый и предприимчивый «индустриально-капиталистический» мир, рожденный в огне наполеоновских войн, существует около 2-х столетий (XIX–XX вв.). Предшествовавшее ему буржуазно-дворянское сословно-правовое общество «просвещенного абсолютизма» жило 4 столетия (ХV–ХVШ вв.). Средневековье, утвердившись в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, охватило 8 веков (VII–XIV вв.). Античное общество, взращенное эстетикой древнегреческого миросозерцания, пережило 16 столетий своей истории (X в. до н. э. – VI в. н. э.). Социальный уклад раннеклассовых цивилизаций эпохи бронзы («азиатский способ производства») просуществовал около 3-х тысячелетий (IV–II тыс. л. до н.э.), тогда как «первобытнообщинный строй» времен Варварства растянулся на 30 тысячелетий – от появления «человека разумного» до утверждения ремесленного способа хозяйственной деятельности в ходе овладения тайнами металлургического производства.

Наблюдаемое соответствие величин установленной математической прогрессии возрастным параметрам реальной истории мировой цивилизации позволяет сделать однозначный вывод, что наступившая ныне «посткапиталистическая» эпоха современного информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век, предрекая этим историческое крушение мировой социальной системы уже в нашем столетии. Информационный глобализм нашего века преодолевает в своей максиме порог времени как «протяженной» реальности и определяет будущий социальный мир как чистый феномен его духовной силы, как непрерывное пробуждение энергии сущего из «небытия», из глубин мирового и «духовного вакуума». Действительным выражение скрытых энергий «исторического вакуума» и оказывается глобальный социум, способный «разрядить» свой свободный потенциал и в разрушительном взрыве новой мировой войны, обещающей своим ядерным потенциалом уничтожить все человечество, и в созидательном преображении действительности.

Что же способно спасти человечество от гибели и может вывести его из «глобального тупика» мировой истории? Такой спасительный для людей выход из исторического тупика их сегодняшней жизни Библия видит в нравственном преображении человечества на путях максимального ограничения своей субъективности в оценках явлений окружающей действительности и ориентации общественной практики на закон «вселенской любви», на объективные законы мироздания. Этот вселенский путь «всеобщей любви» был указан людям Иисусом Христом в его Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: — возвещает Иисус Христос своим последователям, — люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43-45). Вот та разумная духовная сила, которая, будучи созвучной небесному строю мироздания, должна вывести род людской из «глобального тупика» земной истории и осветить ему внеземные просторы космического будущего.

Таким образом, осознанная необходимость мировой истории требует от людей коренного нравственного преображения в разумном проектировании своего дальнейшего будущего, нацеленного на максимальное соответствие их практической воли объективным повелениям глобальной целостности бытия. В какой мере народы современной цивилизации готовы откликнуться на этот «разумный императив» мировой истории? В нравственном ответе современных наров просматриваются три варианта возможных социальных действий. Во-первых, вариант ядерного самоуничтожения мировой цивилизации и исторический возврат человечества к первоначальному «дикому состоянию» с племенной отчужденностью и последующим вымиранием. Во-вторых, вариант культурной стагнации и последующей духовной деградации людей с разделением человечества на свободных «господ» и подневольных «рабов». В-третьих, вариант культурного прорыва человечества на путях развития своих интеллектуальных ресурсов в постижении космической реальности и освоении ближайших планет.

Проблема глобальной развилки социальной истории человечества явно обнаруживает свое присутствие не только на всемирном уровне современной истории человеческого сообщества, но также в жизненном укладе отдельных социально-политических систем. Так, Китай явно настроен численностью своего полуторамиллиардного населения к интенсивному построению собственного будущего на основе космической стратегии в освоении планет Солнечной системы. США вместе с Европой в силу незыблемости классового разделения общества на «богатых» и «бедных», правителей и исполнителей избрали путь социальной стагнации со всеми ее последствиями в разделении людей на «избранных» и «подневольных» и построении на Земле общества «золотого миллиарда». Россия все эти постсоветские годы топталась на месте, не зная к кому примкнуть – то ли к Западу, то ли к Востоку и все более «успешно» прокладывая себя дорого в никуда, в окончательный, самоубийственный  «жизненный тупик».

Нарастающая угроза социального обрушения России отчетливо просматривается в общей динамике российской исторической жизни после разрушительного монгольского нашествия. Эта динамика указывает на исторические пределы «евразийской стратегии» в развитии российского общества, требуя от него перехода от логики циклического освоения идей Запада или Востока к утверждению собственного, «северного пути» в будущее как доктрины освоения «крайних», «космических» просторов бытия. Истощение созидательных потенциалов «евразийской концепции» общероссийской социальной практики обнаруживается в сокращении временных циклов устойчивого движения российских гражданских масс по следам цивилизаций то Запада, то Востока. Предпоследний разворот российского общества на Запад был связан с распадом в 1991 году СССР и социально закреплен разгоном в начале рокового октября 1993 года Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, а также принятием в декабре того же года новой Конституции страны, запрещающей россиянам иметь общегражданскую, государственную идеологию как нравственный залог их сознательной совместной жизни. Ознаменованный данными событиями прозападный курс в развитии постсоветской России продолжался до февральских событий в Киеве 2014 года, напугавших Кремль своей откровенной русофобией и подтолкнувших его пойти на геополитическое сближение с КНР как центральным звеном Восточной цивилизации. В итоге последний «прозападный цикл» исторической жизни РФ продолжался 21 год (2014–1993=21).

Не столь давний советский период российской истории, обозначивший коллективистский, «семейно-патерналистский», «восточный» уклон ее социальной жизни, длился 74 года (1991–1917=74). Когда мы исключим из этой величины «переходные годы» гражданской войны и период НЭПа (1921 – 1928), то получим отрезок времени длительностью в 63 года (1991–1928=63). Таким образом, если разделить временной интервал советской эпохи «восточной стратегии» страны на годы «прозападной ориентации» РФ, то увидим трехкратное сокращение длительности устойчивого геополитического цикла ее социально-политических приоритетов (63/21=3).

Обратимся для уточнения нашего обобщения исторической динамики современного российского социума к жизненным контурам имперской России. Царь Петр Первый в своем стремлении к освоению достижений Западной цивилизации провозгласил Россию империей в 1721 году: таким образом, имперский период длился около 200 лет (1917–1721=196). Общая динамика российской исторической практики сохраняет и тут тенденцию к трехкратному сжатию длительности этапов своих устойчивых геополитических предпочтений (196/63=3,1).

Проверим еще раз наблюдаемую тенденцию на основе соотнесения имперского периода российской истории с длительностью «восточной ориентации» древнерусского мира, обозначенной в своих началах монгольским разгромом русских княжеств в походах 1237–1238 и 1239–1240 годов (1721–1238=483). Общая тенденция к трехкратному сокращению устойчивого геополитического цикла сохраняется и на этом этапе русской исторической жизни (483/196=2,46 или округленно 2,5). Отсюда можно было сделать достаточно обоснованный социально-исторической динамикой вывод, что очередной после Киевского разлома 2014 года кризис этнокультурных оснований русской идентичности разразится уже через 7–8 текущих лет (21:3=7 или же 21:2,5=8,4), т. е. осуществится в начале третьего десятилетия наступившего XXI века (2014+7=2021 или 2014+8=2022) (Л.А. Гореликов, Временные пределы мировой реальности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.24885, 26.10.2018). Сегодня можно уже констатировать, что этот прогноз, к сожалению, оправдался, наглядно подтвержденный размахом прокатившейся по стране в 2021 году пандемии и развернувшейся в 2022 году войсковой спецоперации на Украине.

Руководствуясь выявленным алгоритмом в сокращении длительности стабильных этапов в жизни России, следует предположить, что новое обострение губительных для нее противоречий произойдет уже через 2-3 года после 2021 года (7:3=2,3 или 8:3=2,66). Следовательно, очередной российский кризис должен разразиться уже в интервале марта-июня наступившего 2024 года (2021: +2022+2023+3-6 месяцев 2024 года) с последующей тенденцией перехода существования страны к состоянию социальной агонии общественного организма. Дай Бог, чтобы эта трагедия не свершилась; но об этой угрозе нас предупреждает «сухой язык чисел».

Спасение России от окончательного крушения требует радикального отказа от евразийской стратегии в следовании за достижениями то Запада, то Востока и перестроения страны на основе самобытного духовного опыта Северной цивилизации по освоению «крайних пределов» Земли и открытию путей в Космос. Идейным руководством на этом «северном пути» должны стать достижения научно-философской мысли в познании мировой целостности. Генеральным ориентиром в реализации русского прорыва в разумное Будущее станет осуществление Русской глобальной научно-философской революции, знаменующей своим содержанием открытие для всего человечества широкой дороги в Космос.

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

+1
0
-1