Нравственный кризис российского социума и религиозные пути его преодоления

 

Россия переживает ныне глубокий нравственный кризис, ставший историческим продолжением и духовным углублением социально-политической трагедии 90-х годов прошлого века, связанной с распадом СССР и новым пробуждением в стихии народных масс революционного экстремизма, обозначенного ленинским лозунгом 100-летней давности об «экспроприации экспроприаторов». Современная репродукция обновленной стратегии большевизма наглядно убеждает россиян, что «путь грабежа» общественного достояния как личного, так и коллективного исторически бесперспективен и ведет к социальному краху, новому распаду общественного организма, что лишь духовное согласие граждан обеспечивает процветание общества. К сожалению, общая социальная динамика постсоветской России не вызывает исторического оптимизма. Если гибель СССР как продолжение крушения «имперской России» была вызвана в основном идейным разложением правящей элиты советского государства, утратившей чувство коммунистической солидарности, то ныне наблюдается разрастание этого эгоистического чувства в широких кругах российских народных масс, толкающего россиян на путь конкуренции, насилия и братоубийства.

Наиболее зловещим свидетельством катастрофического разложения нравственных устоев постсоветской России стал недавний расстрел школьницей своих одноклассников в одной из Брянских гимназий. «В России, — бьет тревогу по этому поводу доктор социологических наук Игорь Романов, — не в отдельно взятом Брянске, а в России, произошла трагедия. 14-летняя школьница расстреляла из отцовского ружья учеников своей школы, одну девочку убила, сама застрелилась». Если девочка берется за оружие в относительно мирное для страны время и подводит итоги своей недолгой жизни, то это говорит о страшном духовном кризисе общества. «Дело в том, — указывает Игорь Романов на социальную суть проблемы, — что в России внутренняя политика строится словно на каком-то пустом месте, без внятных смыслов и идей, без живых, реальных ценностей, присущих исторически нашему великому народу». Разложение духовного базиса совместной жизни россиян — вот главная угроза будущему России.

Другим свидетельством крайне нездоровой нравственной обстановки в современной России стало агрессивное поведение по отношению к коренным россиянам трудовых мигрантов, нагло избивающих бойцов СВО, приезжающих «на отдых» в родные, а теперь уже как бы «чужие», «оккупированные врагами» места. «Созданный тридцатилетней поганой госнацполитикой и миграционной политикой мультикультурализм и антирусский интернационал, — бьет во все тревожные колокола общественный деятель Андрей Витальевич Сошенко, — покушается уже на духовные основы и исторические ценности государства Российского. Например, мигранты проявляют дерзость к нашим защитникам и освободителям, участникам СВО. Об этом, что так обязательно будет, говорил и предупреждали 10 и 15 лет назад! Но ничего не делается властями в вопросах кардинального изменения госнацполитики» (РНЛ: В России убивают и бьют участников СВО). Если нынешняя российская власть не способна «контролировать» поведение трудовых мигрантов в стране, удерживая их в рамках российских законов, то следует отказаться либо от политики «трудовой миграции», либо от нынешней власти: иного выхода у российских граждан просто нет.

Всю серьезность проблемы поведения мигрантов в стране подчеркнул в своем выступлении на Пленарном заседании юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл. «Современные миграционные процессы и их текущий характер, подчеркнул он в своем выступлении, представляют серьезный внешний вызов нашей культурной традиции. Ошибочная миграционная политика может привести к самым печальным последствиям для Русского мира и для России как его духовно-культурного ядра». Патриарх указал на угрозу государственной стабильности, возникающую из-за наплыва неконтролируемых миграционных потоков. «Хотел бы подчеркнуть: помимо экономической выгоды существуют важнейшие стратегические вопросы бытия государства и общества, наши традиции, язык, законы, культура и обычаи. Ценность прибыли не может быть выше ценности государства, готового отстаивать интересы государствообразующего народа».

Но самой острой нравственной проблемой для будущего России является падение детской рождаемости в русских семьях. Поэтому проблема семьи становятся ключевой для нормального развития страны. «Семья, — по словам Патриарха, — это основа русской национальной жизни и внутренний оплот традиции Русского мира, имеющий ключевое значение для всех религиозных культур. Будучи самой главной школой воспитания личности, семья не только помогает человеку познавать окружающий мир, но и научает его любви, доброте и состраданию, дает важнейшие нравственные представления и ориентиры».

Все указанные факты говорят о крайне слабой гражданской консолидации российского общества. И это нисколько не удивительно для гражданского самосознания, ведающего, что страна уже 30 лет живет без государственной идеологии, запрещенной для россиян статьей №13 Конституции РФ от1993 года. Дальше так жить стране без ясной социально-практической идеологии, нацеленной не на загробное воздаяние индивидуальной личности, а на земные дела общественных масс, нельзя; тем более в условиях интенсивного миграционного обмена и нарастающей конфронтации с Западом. В 1991 году Россия отказалась от советской коллективистской идеологии, но не предложила стране никакого другого ориентира, кроме «рыночной конкуренции», убивающей «дух сотрудничества» в обществе. Стране нужна патриотичная государственная идеология, способная пробудить страну от летаргического сна и направить действия граждан на совместное созидание разумного будущего.

Поскольку разработка продуктивное идеологии дело тонкое,  требующее разумно выверенных решений, постольку страна должна обратиться к своему историческому опыту и там поискать исходную модель для своего духовного роста. Наиболее  испытанные основы духовного воспитания россиян  предлагают сакральные ценности мировых религий: именно они должны стать исходной базой для идейного укрепления российского социума. Сегодня они не запрещены в стране, но лишены, согласно марксистским наставлениям, практической силы в руководстве государством. Поэтому для превращения религиозного опыта в созидательную силу построения российского будущего необходимо отменить статью №14 Конституции РФ об отделении церкви от государства, о запрете на политическую деятельность религиозным объединениям.

Спасение России от нравственного распада кроется в союзе государства с религиозным сообществом, как это было  характерно для царской России, с соответствующим уточнением способов взаимодействия религиозных объединений и государственных органов в современных условиях. Как мне представляется правильным, следует использовать для начала вхождения церкви в современные структуры государственной власти следующий механизм взаимодействия. При организации политической сферы общественной жизни России необходимо сохранить в реализации высших государственных полномочий «Президентскую форму» правления как наиболее приближенную к «великодержавным настроениям» русских гражданских масс. Президентская монополия в организации «исполнительных органов» власти должна быть дополнена учреждением высшего «консультативного государственного органа» в виде «Высшего Национального Совета России», включающего в свой состав настоящего и бывших ее президентов и премьер-министров, а также верховных религиозных наставников страны. Россия издревле строилась как нравственный союз представителей верховной политической воли и духовной власти: надо сохранить и укрепить эту традицию как залог преемственности в развитии культурного наследия.

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

+1
0
-1