Неотвратимый Конец мирового времени. Ч.2

Часть 2. Новые концептуальные перспективы

в научно-философском постижении мировой целостности.

Предполагаемое нами искажение в современной космологии объективных параметров возраста Вселенной могло быть вызвано влиянием двух видов факторов – несовершенством экспериментальных средств фиксации физических явлений в процессе эмпирического познания действительности или же теоретической ограниченностью исходных утверждений в рациональной реконструкции предметного материала. Но экспериментальные установки и приборы наблюдения при всем их «несовершенстве» все же не могли вызвать такого резкого расхождения показателей эволюционной динамики на космологическом уровне, с одной стороны, и биотическом, «биосоциальном» и социальном, с другой. Поэтому главная причина предполагаемого «искажения» темпоральных параметров мировой эволюции кроется, по-нашему мнению, в спекулятивно-умозрительных постулатах современной теоретической физики, в гипотетических допущениях нынешних вычислений возраста Вселенной, не соответствующих действительному объективно-историческому содержанию мировой эволюции.

Основы современной естественнонаучной картины мира были заложены в первые десятилетия ХХ века назад в процессе создания А.Эйнштейном специальной и общей теории относительности. Рождение квантовой теории и открытия в физике элементарных частиц развили эвристические возможности релятивистской модели мира, построенной на принципах относительности, постоянства скорости светового сигнала в вакууме, искривленности пространственно-временного континуума, дополнительности корпускулярных и волновых свойств бытия и неопределенности пространственно-временной локализации событий. Среди этих основоположений физической картины мира наибольшие сомнения в своей достоверности вызывает у современных отечественных исследователей принцип постоянства скорости света в вакууме как слишком жестко ограничивающий возможные реализации физических процессов.

Данный принцип, представляя фундаментальное положение СТО, остался нерушимым и в ОТО, утверждая тем самым ведущую роль в организации физической реальности евклидовой структуры пространства. Но в содержании ОТО принципы евклидовой геометрии характеризуют окрестности лишь бесконечно близких точек пространства, тогда как в общей форме метрика пространства ОТО определяется сферической геометрией Римана. Однако в отношении характера распространения светового сигнала соответствующего обобщения осуществлено не было, в связи с чем процесс распространения потока света можно было трактовать лишь как набор бесконечно малых прямолинейных перемещений в римановой структуре пространства. Если строго следовать особенностям этой искривленной структуры пространства, то надо признать, что принцип постоянства скорости света здесь уже перестает работать, требуя соответствующего обобщения. В таком случае при определении возраста Вселенной мы должны учитывать выраженную в ОТО тенденцию к преодолению постулата о постоянстве скорости света в вакууме.

Нарушение принципа постоянства скорости света в условиях гравитационных взаимодействий телесных масс признавал и сам А.Эйнштейн. Так, в статье 1917 г. «О специальной и общей теории относительности» он констатирует, что «закон постоянства скорости света в пустоте, представляющий одну из основных предпосылок специальной теории относительности, не может, согласно общей теории относительности, претендовать на неограниченную применимость. Изменение направления световых лучей может проявиться лишь в том случае, если скорость распространения света меняется в зависимости от места» [Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М.: Наука, 1965–1967. Т. 1. 1965. - 700 с. — С. 567]. В свете обобщенного содержания принципа относительности и представления ОТО о «естественности» искривленной структуры пространства возникает необходимость замены утверждения о постоянстве скорости света каким-то иным постоянным показателем, характеризующим процесс распространения сигнала по искривленным мировым линиям. Таким постоянным показателем распространения светового луча в искривленном пространстве может служить, по нашему мнению, фиксированная величина квадратичного ускорения светового сигнала (300000 км/сек2). Постулат о постоянстве ускорения электромагнитного сигнала в вакууме как одно из гипотетических направлений в развитии концептуальных оснований современной научной картины мира позволяет снять теоретические ограничения на возможность реализации в физическом мире сверхсветовых скоростей. «Во всяком случае, – утверждал более 40 лет назад В.С.Барашенков, – в настоящее время нельзя привести какие-либо абсолютные запреты для частиц со сверхсветовыми скоростями» [Барашенков В.С. О возможности элементарных процессов со сверхсветовыми скоростями // Вопросы философии. 1976. № 5. С. 90–99, с. 99].

Исходя из гипотезы постоянства величины ускорения электро-магнитного сигнала в пустоте (300000 км/сек2), мы и будем решать проблему определения действительного возраста космологического расширения Вселенной. Ход наших рассуждений и математических вычислений достаточно подробно представлен в статье «Темпоральные основы развития мировой целостности» и всегда доступен для научной проверки обоснованности полученных результатов (См.:http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161886.htm // Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567,публ.16879, 10.10.2011). В итоге проделанных вычислений мы приходим к новой величине продолжительности космологического расширения Вселенной: в годах эта величина охватывает отрезок времени длительностью в 1,289·1012лет (1 трлн. 289 млрд. лет). Какая же из величин возраста космологического расширения Вселенной — «традиционная» в 10-20 млрд лет, связанная с принципом постоянства скорости света в вакууме (300000 км/сек), или же «инновационная» в 1 трлн 289 млрд лет, обусловленная применением принципа постоянства ускорения электромагнитного сигнала в космическом пространстве (300000 км/сек2), обладает должной мерой правдоподобия, в достаточной степени соответствует не только требованиям концептуально-логического единства научных знаний, но и характеру эмпирических обобщений?

Научная истина как непротиворечивая система достоверных утверждений о предметной целостности исследуемой реальности рождается в процессе согласования, взаимной коррекции эмпирических суждений о фактах чувственного опыта, фиксирующих необходимое разнообразие в материале объективной действительности, и положений теории, призванных обозначить сущность, внутреннее основание наблюдаемых явлений и выразить их универсальную взаимосвязь. Поскольку такая связь не является искусственной схемой, а представляет действительную сущность исследуемых процессов, постольку она должна «лежать на поверхности», наблюдаться в содержании самого эмпирического материала. В этом плане эмпирический «факт» обладает в своей объективной «бытийственности» относительной автономией в структуре познания и первенствует в отношении абстрактных утверждений спекулятивно-теоретического разума, способствуя его продуктивному продвижению в отображении окружающей действительности независимо от характера умозрительных обобщений, развивая полноту знания за счет нового объективно-исторического материала общественной практики. Наука отличается от религиозно-мифологического сознания тем, что в соотношении мышления и бытия, воображаемой и реальной действительности отдает предпочтение объективно-историческим свидетельствам материального мира. «Реалистическая теория познания, – обозначает Н.Бердяев объективные границы рационального мышления, – должна признать примат бытия над мышлением. Мы мыслим по законам логики потому, что живем в данных формах бытия» [Бердяев Н.А. Философия свободы // Сочинения. М.: Раритет, 1994. С. 57].

 

Продолжение следует…

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии на

+1
0
-1