Неотвратимый Конец мирового времени

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом.

Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру»

(Библия. Книга Екклезиаста, или Проповедника Гл. 3: 1-8) 

 

Главной особенностью нашего времени является консолидация мирового сообщества в глобальный социум, управляемый единым ритмом практической деятельности всего человечества. Колоссальные антагонизмы, вызванные глобализацией общественной жизни в XXI веке, говорят о неадекватности социальных стратегий уровню сложности решаемых ныне задач, о несоответствии современного общественного сознания объективной логике развития мировой реальности. Становление современного социума как единого общественного организма предполагает утверждение в управлении социальными процессами максимально целостной концепции исторического процесса, отформатированной в соответствии с логикой развития Вселенной. В свете этой принципиальной установки необходимо прежде всего целостно, интегрально перенастроить научно-философский интеллект мирового сообщества, утвердить общественный разум законодателем социальной практики. Системный генезис природного бытия в органическом единстве с историей человечества – такова разумная основа формирования глобального социума. Действительным подтверждением продуктивности научно-философского познания мировой целостности должно стать постижение универсальных законов ее темпоральной динамики.

 

Часть 1. Темпоральная динамика бытия

в современной естественнонаучной картине мира

Характерной особенностью современной науки явилась постановка проблемы единства мира в пространстве и времени на твердую почву эксперимента и строгих математических вычислений. Начало революционного прорыва экспериментальной науки в постижении глобальных параметров бытия было положено рождением в первые десятилетия ХХ века специальной и общей теорий относительности (СТО и ОТО), подчеркнувших в своих построениях единство пространственных и временных свойств, связавших вопрос о пространственно-временной организации Вселенной с состоянием движения и плотностью космической материи. В первоначальных представлениях А.Эйнштейна физический космос рисовался в виде стационарной сферической структуры с положительной кривизной пространства и времени. «В 1917 г. Эйнштейн опубликовал теорию Вселенной, основанную на… гипотезе, предполагающей, что пространство… является замкнутым, т.е. представляет собой трехмерный аналог двумерной поверхности сферы» [Лейзер Д. Создавая картину Вселенной. М. : Мир, 1988. 324 с. - С. 245]. Однако в 1922 году А.А.Фридман, исследуя формально-математические зависимости ОТО, пришел к выводу о нестационарном состоянии представленной здесь модели Вселенной, подверженной изменениям во времени. В своем анализе мировых уравнений он наметил возможность трех вариантов космической эволюции: 1) взрывающейся Вселенной с динамикой расширения от точки нулевого объема, 2) раздувающейся Вселенной с динамикой расширения от состояния с первоначальным объемом, 3) пульсирующей Вселенной с динамикой периодического изменения радиуса кривизны. В указанных моделях «Вселенная не остается неизменной во времени, а напротив, должна расширяться и сжиматься» [Лолаев Т.П. Свойства времени: их современная интерпретация // Философия и общество. 2005. № 4(41), с. 158–171. - С. 142]. Эмпирическим подтверждением правильности теоретических выводов А.Фридмана стали результаты наблюдений американского астронома Э.Хаббла, открывшего явление «разбегания галактик». При этом им была обнаружена линейная зависимость скорости космологического «разбегания» галактик от расстояния между ними: V=HR, где R – расстояние между галактиками, V – средняя наблюдаемая величина прироста скорости разбегания галактик при соответствующем увеличении расстояния между ними, а H имеет постоянный характер и представляет пропорцию возрастания скорости в интервале (по принятым ныне данным) от 50 до 100 км/сек на 1 Мпс (мегапарсек) прироста расстояния, то есть на «3·1019» км.

В процессе уточнения найденной зависимости было установлено, что постоянная H является величиной, обратно пропорциональной общей продолжительности космологического расширения Вселенной. В связи с этим величину T=1:H принято считать показателем возраста Вселенной. Так, если принять увеличение скорости разбегания галактик на 1 мегапарсек увеличения расстояния между ними в 100 км/сек, то возраст космологического расширения Вселенной составит примерно 1010 (10 млрд) лет, а при величине возрастания скорости на 50 км/сек общая продолжительность расширения составит около 2·1010 (20 млрд) лет. Таким образом, современная космология размещает возрастные границы существования Вселенной в историческом интервале от 10 до 20 миллиардов лет.

Однако сам Хаббл первоначально определил постоянную H в пропорции 500–600 км/сек прироста скорости разбегания галактик на 1 Мпс увеличения расстояния между ними. Согласно этой величине длительность существования Вселенной будет составлять интервал времени в 2·109 (2 млрд) лет, что явно не соответствует действительности, так как возраст Земли как космического тела был определен эмпирическим путем продолжительностью в 4,5·10(4,5 млрд) лет.

Но и современные показатели возраста Вселенной представляются научно-философскому сознанию весьма сомнительными величинами в силу явного расхождения в них пространственных и временных параметров бытия, т.е. нарушения принципа единства мира, соразмерности пространства и времени. Так, Земля, в пространственном измерении «бесконечно малая» величина по сравнению с «безграничной» Вселенной, существует по времени лишь в 4 раза менее всей космической реальности – 4,5 млрд. лет, что явно расходится с требованием корреляции пространственных и временных показателей существования физически одинаковых объектов. Эти сомнения еще более возрастают при соотнесении возрастных показателей качественно различных уровней организации материи.

Идея единства мира предполагает, что космическая эволюция протекает не в отрыве от процессов развития биологического мира и человеческого сообщества, а во взаимосвязи с ними как их необходимая предпосылка и объективное условие. Эволюционные процессы в живой природе и обществе представляют собой продолжение и углубление основных тенденций в генезисе физической реальности. Другими словами, целостный строй мироздания должен проявляться в коэволюционном, взаимосогласованном характере развития его составных частей. В таком случае на всех основных уровнях организации Вселенной должны обнаруживаться достаточно общие закономерности, характеризующие, в частности, темпы эволюционного процесса.

Возьмем в качестве меры, характеризующей темпоральную динамику мировой реальности, отношение продолжительности существования генетически последующей и качественно более сложной в рамках освоенной человеком Вселенной формы движения материи к возрасту исторически предшествующей и качественно более простой формы ее организации. Соотнесем возраст существования жизни на Земле, определяемый в 3,8–4 млрд. лет, со средней величиной физического возраста нашей Вселенной, т.е. со средней величиной длительности ее космологического расширения, которая, по современным данным, будет равняться примерно 15 млрд. лет. В итоге мы получим приблизительное соотношение 1:4.

Проделаем аналогичную операцию, но уже соотнося возраст человеческого рода как следующей после возникновения живого вещества эпохальной ступени космической эволюции с продолжительностью существования жизни на Земле. Возраст человеческого рода определяется современной антропологией отрезком времени приблизительно в 2 млн. лет. Основанием для этого служит рассмотрение в качестве исходной предковой формы становления человеческого рода «австралопитеков», существовавших в истории живой природы на Земле в период от 6 до 0,9 млн. лет назад и обозначивших процесс перехода от животного образа жизни ископаемых гоминид к особенностям человеческих видов жизнедеятельности. Исторически первой формой представителей человеческого рода считается «человек умелый», сформировавшийся около 2 млн. лет назад. Соотнесение на основе указанных обстоятельств возраста человеческого рода (2 млн. лет) с возрастом Жизни на Земле (З,9 млрд. лет) даст нам пропорцию 1:1950, что свидетельствует о явном замедлении темпов эволюционного процесса по сравнению с предшествовавшим этапом. Если учесть тезис о единстве мира, взаимозависимости различных уровней его организации и эмпирически наблюдаемый факт ускорения биологической эволюции по мере усложнения форм организации живого, то возможность такого замедления представляется крайне сомнительной.

Это «замедление» эволюционного процесса можно несколько ослабить посредством увеличения возраста человеческого рода за счет отнесения начала его исторической жизни ко времени существования такого ископаемого вида человекообразных существ, как «рамапитек», жившего на Земле примерно 10–14 млн. лет назад. Основанием для подобного рассмотрения может служить тот факт, что указанный вид антропоидов выразил содержание эволюционного процесса в его непосредственной направленности на появление человеческого рода, не дав каких-то побочных линий в отношении ныне существующих человекообразных обезьян и отделив тем самым уже тогда человека от этих представителей животного царства. В данной проекции соотношение возраста жизни на Земле (З,9 млрд. лет) с возрастом человеческого рода (12 млн. лет) даст пропорцию 1:325. Как и в первом случае, мы наблюдаем здесь явное замедление скорости эволюционного процесса по сравнению с предшествующим этапом перехода от физической к биофизической стадии мирового развития.

Наши сомнения в достоверности, объективной обоснованности нынешних показателей возраста Вселенной еще более окрепнут при соотнесении длительности биосоциального существования человеческого рода, представленной величинами в 2 и 12 млн. лет, с возрастом «социализированного человечества», отсчитываемого от времени появления примерно 38 тысяч лет назад «Человека Разумного». Такое соотнесение даст нам, соответственно, пропорции 1:53 и 1:316. Данные результаты свидетельствуют о нарастании темпоральной динамики мировой эволюции в сравнении с предшествующей «биотической» фазой, не подтверждая возникающее из современных показателей возраста Вселенной представление о замедлении темпов эволюционного процесса. Почему же нарастающая динамика не обнаруживается при переходе от космологической к биотической эволюции? Думается, что эти «провалы» в темпоральных параметрах мировой эволюции обусловлены, прежде всего, несоответствием нынешних показателей физического возраста Вселенной реальной действительности: представления науки о продолжительности жизни на Земле, длительности существования человеческого рода и исторических рамках социального развития людей – это в основном результат обобщений данных эмпирических наблюдений, тогда как выводы о возрасте Вселенной опираются в значительной степени на спекулятивно-умозрительные допущения, обладают существенно большей долей гипотетичности и сомнительности.

 

Продолжение следует…

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

 

 

 

+1
0
-1