«Конец света» как глобальная проблема нашего времени

«И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём, что времени уже не будет» (Апокалипсис 10: 5-6).

 

Начало XXI века ознаменовано в развитии человеческого сообщества явлением информационной унификации совместной жизни людей и ее превращением в глобальный социум, управляемый универсальной закономерностью мировой истории – рождением и гибелью ее творений. Действительным свидетельством реальности такой логики мирового процесса стали глобальные проблемы современности – социально-политические и финансово-экономические, производственно-экологические и духовно-нравственные, охватывающие своим пагубным влиянием все мировое сообщество. Все эти проблемы напрямую угрожают будущему человечества, убеждая современников в правильности давнего мнения, что ничто не вечно под луной и все рожденное когда-нибудь должно исчезнуть. Идея «Конца Света», возникшая некогда в недрах религиозно-мифологического сознания, становится сегодня все в большей мере научно просчитанной концепцией, раскрывающей конечные тренды мировой истории. В наступившем столетии данная гипотеза может стать последним экспериментально подтвержденным фактом современной науки.

Эмпирически зримые контуры действительно глобальной закономерности мирового развития были намечены в материале живой природы Ф. Энгельсом, увидевшим здесь действие закона постоянства ускорения биотической эволюции в историческом течении времени: «По отношению ко всей истории развития организмов надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта» Установленная германским мыслителем эмпирическая закономерность с некоторым уточнением в формулировке может быть экстраполирована на всю доступную нашему наблюдению Вселенную: по отношению к истории мировой реальности следует принять закон циклического ускорения эволюционного процесса пропорционально двойному расстоянию по времени от исходного пункта». Время при этом трактуется нами в соответствии с логикой критической философии И. Канта как всеобщая форма чувственной определенности наличной действительности в ее внутреннем единстве, выступающая сущностным основанием общего хода мировой эволюции. «Посредством внешнего чувства, – указывал И. Кант, – … мы представляем себе предметы как находящиеся вне нас, и притом всегда в пространстве…Внутреннее чувство, посредством которого душа созерцает самое себя или свое внутреннее состояние… представляется во временных отношениях».

В соответствии с конечной формулировкой выявленной Ф. Энгельсом зависимости выстраивается количественная прогрессия эмпирически очевидной темпоральной динамики мировой эволюции в ее ретроспективной направленности от настоящего к прошлому. Исходной мерой этой исторической ретроспекции служит интервал времени в 1 век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции (а в реальной истории – предшествующий) этап будет охватывать удвоенное время предыдущего. Сумма элементов данного числового ряда – 1, 2, 4, 8, 16, 32 – составит 6300 лет, указывая в своем итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V–IV тысячелетий до н. э. раннеклассовых цивилизаций Востока – Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6-го шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38300 лет будет соответствовать историческому возрасту «Человека Разумного», определившего идеальные перспективы социально-исторической практики человечества и создавшего современную техногенную цивилизацию.

Повторим ту же процедуру, но уже с единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6-го шага первого числового ряда (32000 лет): 32, 64, 128, 256, 512, 1024. Сумма этих величин обозначит отрезок мировой истории длительностью в 2016000 (2 миллиона 16 тысяч) лет. Согласно данным современной антропологии, примерно 2 миллиона лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «Человека умелого» (Homo habilis). Если сложить полученный результат (2016000) с десятикратным увеличением 6-го шага данного числового ряда (10240000) и возрастом «социализированного человечества» (38000), то величина в 12294000 (12 млн 940 тысяч) лет будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «рамапитек», отделившего в эволюции живых существ около 12 миллионов лет назад «Человека» от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем человеческого рода.

Проделаем вновь тот же цикл вычислений, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6-го шага предшествующего числового ряда (10240000 лет): 10240, 20480, 40960, 81920, 163840, 327680. Сумма величин этого ряда 645120000 (645 миллионов 120 тысяч) лет указывает на историческую эпоху кардинального преобразования способов организации видов живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложноорганизованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине (645120000) прибавить десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (3276800000 лет) и возраст человечества в его максимальных границах (12294000 лет), то интервал в 3934214000 лет (около 3,9 млрд лет) обозначит в общих чертах длительность существования жизни на Земле.

Достаточно «точные» попадания выявленной циклической прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют в соответствии с принципом единства мировой целостности предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальный момент физического возникновения Вселенной. Проделаем еще раз тот же алгоритм вычислений, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6-го шага предшествующего числового ряда (3277000000 или 3 млрд 277 млн  лет): 3277, 6554, 13108, 26216, 52432, 104864. К сумме этих чисел (206451000000 или 206 млрд 451 млн лет) прибавим десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (1048640000000, то есть 1 трлн 48 млрд 640 млн  лет) и возраст существования жизни на Земле (3934214000 лет). В соответствии с эмпирической логикой мировой прогрессии физический возраст Вселенной охватит в общем виде интервал времени длительностью 1259025214000 лет (1 трлн 259 млрд 25 млн 214 тыс лет или, в сокращенной записи, 1,259·1012, то есть 1,259 помноженное на 10 в 12 степени). Установленная длительность темпорального генезиса мироздания на два порядка превышает принятую в теоретической физике ХХ века величину возраста Вселенной в 10-20 млрд. лет, весьма сомнительную на фоне эмпирически наблюдаемых зависимостей в динамических параметрах мировой истории. Поэтому чем скорее физики-теоретики откажутся от «мнимых величин» в познании Вселенной, не соответствующих мировой систематике, тем более верные прогнозы смогут они предложить современному обществу относительно происходящих в действительности процессов.

Наше прочтение темпоральной динамики мировой эволюции при всей меткости математических попаданий в узловые точки исторического процесса все же остается пока довольно абстрактной моделью действительной истории, требуя дополнительного подтверждения своей эмпирической основательности. Таким подтверждением будет служить более детальная качественная интерпретация ее социально-исторического раздела. Проясним качественный смысл первого цикла установленной мировой прогрессии: 1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32. Эта последовательность обозначает продолжительность возрастных формаций в цивилизационном развитии человечества. Так, еще живой ныне мир «индустриального общества», возникший из огня наполеоновских войн, существует в своих исторических контурах около 2-х столетий (XIX–XX вв.). Предшествовавшее ему общество «просвещенного абсолютизма» жило 4 столетия (ХV–ХVШ вв.). Средневековье, утвердившись в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, охватило 8 веков (VII–XIV вв.). Античное общество, оплодотворенное эстетикой древнегреческого миросозерцания, просуществовало 16 столетий своей исторической жизни (X в. до н. э. – VI в. н. э.). Социальный уклад раннеклассовых цивилизаций эпохи бронзы («азиатский способ производства») охватил своим социальным существом 32 века мировой истории (IV–II тыс. л. до н. э.), тогда как «первобытнообщинный строй» времен Варварства растянулся на период более 30 тысячелетий – от появления современного вида «Человека Разумного» до рождения ремесленного способа хозяйственной деятельности в ходе овладения тайнами металлургического производства.

Соответствие величин геометрической прогрессии возрастным параметрам реальной истории мировой цивилизации позволяет сделать прогноз, что «посткапиталистическая» эпоха народившегося глобально-информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век. Информационный глобализм ХХI века преодолевает в своем максимуме порог времени как «протяженной» реальности и определяет мир как чистый феномен творческой силы жизни, как непрерывное пробуждение энергии сущего из «небытия», из глубин мирового «космоса». Действительным выражением скрытых энергий «космического вакуума» и становится глобальный социум, способный «разрядить» свой свободный потенциал не только в созидательном преображении действительности, но и в разрушительном взрыве термоядерной мировой войны. Поэтому «Конец Света», о котором пророчествовали древние мифы, не является столь уж бессмысленной фантазией непросвещенного ума: человечество ныне вполне способно само себя уничтожить. И произойти это «самоубийство» человечества должно уже в нашем XXI веке.

Спасение человечества от смертельной угрозы «самоуничтожения» требует максимальной концентрации интеллектуальных ресурсов мирового сообщества в поиске созидательного выхода из «исторического тупика». Первым шагом на этом пути должно стать его оповещение о близости смертельной опасности. Чем шире будет круг лиц, оповещенных о надвигающейся угрозе, тем  интенсивнее будет нарастать их интеллектуальное сопротивление фатальному исходу. Творческий ресурс человеческого сознания способен преодолеть «смертельный порог» исторического времени и вывести мировое сообщество на «безбрежные просторы» Вселенной.

Важнейшую роль в разработке стратегии спасения человечества от «темпоральной катастрофы» может и должен сыграть «Институт исследований природы времени» (http://www.chronos.msu.ru/ru/rindex), накопивший исследовательский опыт осмысления проблем времени. Первым шагом на этом пути должна стать критическая проверка на объективную обоснованность выявленного в данной статье темпорального алгоритма исторической динамики мировой реальности. Критическая оценка данных материалов послужит началом для позитивной разработки проекта исторического развития человечества в постцивилизационном пространстве его одухотворенного будущего, направляемого не логикой материальных факторов, а энергетикой духовного творчества.

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

+1
0
-1