Оптимальный проект будущего Русского мира

 

         Историческая реальность XX-начала XXI столетий оказалась для Русского мира временем колоссальных испытаний в борьбе за достойное будущее. Она представлена тремя качественно различными эпохами, выражающими три проекта организации российского общества – самодержавно-православный, великодержавно-коммунистический и реализуемый ныне либерально-олигархический. Смертельная угроза гибели России в столкновении с Западом требует ныне от русского разума вполне продуманного выбора наиболее перспективного пути в будущее.

Самодержавно-монархический строй отторгает большую часть населения от управления социальными процессами и концентрирует силу страны в государственных органах власти, утверждая основной фигурой общественной жизни государственного чиновника, строго следующего должностным инструкциям и неукоснительно соблюдающего повеления начальствующих лиц без какого-либо своего произвольного вмешательства, культивируя в обществе «исполнительность» в качестве главного качества достойного «гражданина». Нравственным оправданием подобной «жесткой системы» управления социальной реальностью служит религиозно-церковная ее организация, транслирующая высшие божественные повеления своим идейным приверженцам. Главным недостатком самодержавной системы правления является закрепощенность ее служителей канонами прошлого опыта, когда всякий «настоящий чиновник», стремясь к точному исполнению «высших» повелений, обязан строго следовать требованиям устоявшейся «традиции» как уже проверенному опыту, отступая от нее лишь в крайних случаях, связанных с кризисом всей государственной системы, как это произошло с Россией в гражданских катаклизмах 1905-1907, 1917-1922 и 1991-1993 годов.

Утверждение в ходе гражданской войны 1918-1922 годов полновластия большевиков запустило в России реализацию советского великодержавного проекта, нацеленного не на укрепление гражданско-государственных традиций в жизни людских масс, а на динамическое развитие народного хозяйства. Связанная с функционированием обобществленных средств производства хозяйственная система СССР постоянно увлекала трудящихся к участию в социальном процессе не только в качестве исполнителей высших повелений, но также как творцов, «сотрудников» общего дела построения справедливого общества. Любой человек в реализации такого «общего дела» ощущает себя творцом всемирной истории. Отсюда рождается вдохновение советских граждан в осуществлении трудовых подвигов первых пятилеток, их героизм в годы Великой Отечественной войны и разгрома милитаристской Японии.

Идейным вдохновителем действий большевистской власти стали задачи подготовки «мировой революции» и реализации «коммунистического замысла» построения общества социальной справедливости на основе «интернациональной идеологии» марксизма-ленинизма, отвергающей религиозную веру как заблуждение непросвещенных масс и признающей в науке главное практическое руководство в созидании светлого будущего. Поступательное движение советской страны в осуществлении планов строительства коммунизма было обозначено успешным восстановлением разрушенного войной народного хозяйства, достижениями в реализации атомного и космического проектов, организацией экономического и военного сотрудничества стран социалистической ориентации, отражением американской агрессии в Северной Корее, на Кубе, во Вьетнаме. Поэтому мы не можем согласиться с мнением некоторых современников, «что социалистический, общинно-владельческий опыт Союзного государства на территории Российской Империи … есть колоссальный шаг назад в экономическом, научно-техническом, культурном и социально-политическом отношении» (Философам нравится поархаичнее: 1.Из «Заметок тугодума» по теме Русская общинность и «православный» социализм/ https://ruskline.ru/analitika/2023/01/25/filosofam_nravitsya_poarhaichnee?page=2). Крушение советского проекта было обусловлено непродуманной хозяйственной и международной политикой последнего руководителя СССР Горбачева, «советской сдачей» социалистических союзников в Европе, провальным выступлением ГКЧП, обнажившим раскол в высших эшелонах «коммунистической власти». Окончательно добил СССР «предательский сговор» по разрушению советской державы руководителей трех русских союзных республик – России, Украины и Беларуси. Сегодня россияне пожинают в войне на Украине страшные плоды того предательства.

Главной внутренней причиной распада СССР стало, по мнению Вардана Багдасаряна, буржуазное перерождение общественного сознания советских граждан и прежде всего их коммунистических наставников, вызванное внесением в программу КПСС требований «потребительской идеологии» капиталистического мира. «Случилось именно так, — констатирует наш современник, — как предупреждал в своё время В.И. Ленин, — мелкобуржуазное сознание распространяется не только среди рядовых коммунистов, но и руководства партии. Целевой ориентир, мелкобуржуазный по своей сути — максимальное удовлетворение материальных потребностей граждан, — был внесён в Программу КПСС 1961 года» (Советский Катехон и всемирно-исторические последствия его гибели. / Изборский клуб: 22 апреля 2022 г.). Но за этим фактом нравственного перерождения коммунистической власти в СССР открываются более глубокие причины крушения «страны советов». С позиции догматов диалектико-материалистического и историко-материалистического мировоззрения КПСС, утверждавших приоритет материальных потребностей над духовными запросами людей, постановка задачи максимального удовлетворения материальных потребностей советских граждан выглядит вполне логичной. Советский «отрицательный эксперимент» строительства коммунизма позволяет утверждать, что всякое рациональное учение, нацеленное на претворение «лучшего будущего», может претендовать на осуществление своих идеальных замыслов лишь при опоре на идеалистическое мировоззрение, способное «заглянуть в будущее, предвидеть поступательный ход мировой истории в реализации ведущей роли духовного начала сравнительно с материальными факторами, представляющими лишь локальные срезы бытия. Другими словами, материалистическое мировоззрение сгубило советский проект.

Радикальный разрыв либеральной России с советским коммунистическим наследием был громогласно заявлен в 1993 году расстрелом из танковых орудий лидеров российских патриотических сил в «Белом доме», узаконивший в годы правления Ельцина неограниченное владычество олигархических кругов с последующей попыткой ограничения их влияния при правлении Владимира Путина. Прозападный переворот 2014 года в Киеве, повторивший московский сценарий 1993 года по силовому захвату власти в РФ, показал стремительный распад нравственного единства Русского мира и его приближение к гибели. Попытка Москвы силой удержать Украину от союза с Западом посредством проведения «Специальной Военной Операции» (СВО) положила начало открытого военного столкновения российского государства со всей Западной цивилизацией, поражение в котором будет гибельным для России. В этом противоборстве победа будет на той стороне, которая покажет большую интеллектуальную оснащенность своей стратегии, большую нравственную сплоченность гражданских масс в поддержке правительственного курса, большую научно-техническую вооруженность собственных действий.

Стратегический ракурс противостояния конфликтующих социальных миров обозначается передовым характером общественного устройства каждого из них. В этом плане более весомыми выглядят силы западного альянса. Он обладает, во-первых, более длительной историей освоения законов капиталистической реальности и досконально знает ее возможности. Во-вторых, на сегодняшний момент западные силы предельно собраны в своей государственно-политической организации, управляемой из США. В-третьих, они в своем большинстве признают идеологию либерализма в качестве общего направляющего ориентира своей общественной практики.

Россия же в споре с Западом лишь 30 лет назад вступила в мир современного капитализма и выступает на капиталистической арене в качестве недальновидного соперника западных держав, простодушно следующего за обманками своих опытных противников, о чем откровенно поведал президент Путин российским гражданам. Во-вторых, социальные силы России лишены в значительной мере практической консолидации, единого руководства, что наглядно показала россиянам противоречивая российская тактика в проведении СВО, когда одни воюют, а другие торгуют с вражескими странами, получая от них «наводки» нужных нашим врагам действий. И в-третьих, западные наставники Ельцина очень продуманно лишили россиян возможности идейной консолидации, запретив им в статье №13 Конституции РФ от 1993 года иметь государственную, патриотическую идеологию. Отсутствие такой идеологии наглядно сказалось при попытке России осуществить мобилизацию «призывников» для укрепления кадрового резерва СВО, когда масса «защитников отечества» вдруг ринулась к его границам с целью спрятаться от призыва «за бугром». Как видим, по всем трем показателям Россия оказывается, мягко говоря», в проигрыше.

Поэтому первое, что обязана сделать Россия для выравнивания своих шансов на победу в схватке с системой западного «либерал-капитализма», это перестать «играть по правилам» вражеской стороны, а обратиться за наставлением в борьбе с врагом к наработанному «советскому опыту» по организации социалистической общественной системы. «В чем причина всё большей и большей деградации нашей Родины?задает себе судьбоносный для России вопрос один из разработчиков доктрины «православного социализма» Н.В.Сомин. Ответ очень простой – капитализм, – этот безобразный, губительный, бездуховный социальный строй, который был навязан России ее внешними и внутренними врагами. Мы гибнем от такого, казалось бы, безобидного явления как рынок. Нас разрушает идеология мамонизма, засилие «религии денег», основанных на тотальном праве частной собственности. Как избавиться от капиталистической удавки? Ясно, что необходимо изменить социальный строй – без этого Россия не восстанет из пепла. Но какой строй более всего органичен России? Какое социально-экономическое устроение сможет противостоять напору капиталистической идеологии? Отвечаем – православный социализм. Это социальный строй с православной идеологией и социалистической экономикой» (http://novsoc.ru/nikolay-somin-pravoslavnyiy-sotsializm-kak-russkaya-ideya-sbornik-statey-chast-i/). Другими словами, Россия для достижения Великой Победы над Западом должна перейти от стратегии борьбы государств в рамках капиталистической системы к противоборству «социально-политических миров» капитализма и социализма. Но для реализации такого шага по переводу России на «рельсы» построения социалистического общества внутренних, собственных социальных сил у нее недостаточно. Ныне россияне расколоты на прозападных «либералов» и гражданских «патриотов», а последние, в свою очередь, разделены на «коммунистов» и «православных», нуждаясь в объединяющей патриотической идеологии.

Следовательно, разработка перспективной социалистической идеологии, устремленной в будущее, является сегодня первейшей задачей российской патриотической общественности. Поэтому принципиальным началом решения этой важнейшей задачи должно стать устранение из Конституции РФ положений статьи №13 о запрете государственной, патриотической идеологии. Если Кремль действительно хочет добиться победы в столкновении с Западом, то он должен незамедлительно убрать это правовое препятствие на пути к идейной консолидации патриотических сил России. В противном случае все его заверения о стремлении к Победе над Западом будут пустой болтовней или сознательным обманом народных масс.

Идейным основанием объединения «правых» и «левых» сил в лагере российских патриотов и должна стать доктрина «православного» или в более широком виде «религиозного», «духовного социализма» как концептуального синтеза созидательных замыслов советской эпохи и самоотверженного религиозного духа россиян. «Современный российский кризис, – заявляет теоретик религиозного социализма А.Е.Молотков, – целиком спровоцированный «несовместимой с жизнью» русской цивилизации прививкой капитализма, неизбежно закончится поворотом общества к новому социализму – социализму XXI века, где в качестве базового теоретического основания будет заложена духовная аксиоматика Православного социализма. У нас нет иного пути, Русская идея обязывает». А гражданской площадкой концентрации современных патриотических сил Русского мира может и должна стать Беларусь как полномочный представитель общерусского патриотического движения в рамках Российско-Белорусского государственного союза. «После одоления прозападной «цветной» (бело-красно-белой) революции 2020 года, сообщает минский философ Дмитрий Куницкий, в Белоруссии произошел весьма решительный поворот к строительству государственности на православно-патриотических началах, на заветах Святой Руси».

Стойкая приверженность белорусского руководства идеологической максиме русского «великодержавного патриотизма» в превосходной степени отличает Беларусь от открытого, агрессивного национализма правящих сил постсоветской Украины и скрытного космополитизма олигархических кругов современной России. «Различие в правящих элитах (государственно-патриотической и либерально-космополитической), – констатирует Дмитрий Куницкий, – это самое коренное различие между Республикой Беларусь и Российской Федерацией и их исторических перспектив». Мысль о Беларуси как патриотическом лидере всего Русского мира, обнародованная мной более 12 лет назад, получает сегодня все большее признание в рядах белорусской общественности. «И на данный момент, утверждает Дмитрий Куницкий, Беларусь является маяком для всего Русского мира, всей России, более того, говоря по правде, единственным подлинно русским государством на землях Руси. И вполне может оказаться ядром возрождения всей православной русской государственности».

Главное различие моей позиции и подхода Дмитрия Куницкого касается приоритетных социальных оснований консолидации современных русских патриотов. В белорусском обществе, по его оценке, после революционных волнений 2020 года был «взят курс на построение своего рода криптомонархичной народной соборности». Поэтому он ищет наставлений для современного патриотического воспитания россиян в идейном наследии самодержавной эпохи, указывая на идеологическую максиму России ХIХ столетия с требованием «Православие Самодержавие –Народность», когда роль народных масс в историческом процессе сводится к прилежному исполнению наказов чиновников и священников. «Таким образом, – подчеркивает минский философ, – на землях Белой Руси мы видим целенаправленное строительство соборного государства на православных духовно-нравственных началах». Я же обращаюсь за поучением в проектировании русского будущего к идеологии «религиозного социализма», наставляющей личный ум заповедями религиозной веры и просвещающей коллективный разум логикой научного познания как идейного руководства советского прошлого. «Православный социализм, — описывает Н.В.Сомин наиболее привлекательный для русских общественный уклад. — Это социальный строй, который характеризуется двумя главными чертами. Его идеология — православная. Т.е. принципы жизни государства основываются на евангелии и христианских заповедях, освящающих братские отношения между людьми. А Экономика - социалистическая (типа сталинской), с общественной собственностью на средства производства, плановым способом управления хозяйством и монополией на внешнюю торговлю. Такие предприятия составляют костяк экономики православного социализма. Но, кроме того, православный социализм подразумевает создание сети трудовых христианских братств, где современные технологии сочетаются с христианской верой и общинной жизнью».

В чем слабость, на мой взгляд,  позиции белорусского философа? Самодержавно-православная концепция требует от граждан прежде всего соблюдения традиционных установок в жизни общества, исповедует традиционные ценности, культивируя дух прошлого, и мало учитывает динамический характер нашей эпохи, требующий от современников не только исполнительской воли, но также творческой инициативы, оплодотворенной научными знаниями, устремляя взгляд россиян от традиций прошлого к новаторскому освоению будущего. Этот образ рукотворного будущего и стал путеводной звездой в построении советскими людьми социалистического общества на основе научных знаний, в максимальной степени погруженных в пространство объективной реальности. Поэтому практическим путеводителем современной России в построении общества «духовного социализма» должна стать наука, направляемая социалистической идеологией братства и добрососедства народов Земли и сохраняющая верность священным заветам мировых религий в лице христианства, ислама, буддизма.

         Таким образом, главным практическим аргументом Русского мира в его споре с западной цивилизацией должно стать построение общества социальной справедливости на основе идеологии «духовного социализма», укрепляемой заветами мировых религий и развиваемой логикой научного познания. Но для того, чтобы россияне могли в полной мере овладеть научным разумом, надо им самим его создать, то есть осуществить глобальную научную революцию. Только коренное превосходство русской научной мысли над западной наукой позволит россиянам достичь победы в столкновении с цивилизацией Запада.

         Главным творцом русской научной революции и должно стать белорусское интеллектуальное сообщество. Исходные, наиболее общие прорывы русского разума в осуществлении глобальной научной революции были обозначены следующими научными открытиями. Во-первых, принципом постоянства ускорения электро-магнитного сигнала в безбрежном космосе величиной в 300000 км/сек2 (Л.А. Гореликов, Принцип постоянства ускорения электромагнитного сигнала как концептуальный ключ к формированию целостной научной картины мира // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27661, 26.02.2022). Во-вторых, теоретическим установлением продолжительности существования Вселенной величиной в 1 трлн 289 млрд лет (Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16879, 10.10.2011). В-третьих, нахождением эмпирического алгоритма в темпоральном развитии Вселенной, указывающим на эмпирически зримый возраст мироздания величиной в 1 трлн 259 млрд лет (Л.А. Гореликов, Возраст Вселенной в эмпирическом измерении мировой истории // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27402, 07.11.2021). В-четвертых, установлением глобального различия предметных оснований физики ХХ века, ограниченных пространством солнечного «освещения» и принципом постоянства скорости электромагнитного излучения (300000 км/сек) как максимальной величиной космических взаимодействий, и физики XXI столетия, представленных «темнотой» безбрежного космоса и принципом постоянства ускорения электромагнитного сигнала (300000 км/сек2) как предельной величиной интенсивности физических процессов (Л.А. Гореликов, Глобальный Факт, не замеченный наукой ХХ века // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27361, 12.10.2021).

Верю, что белорусские исследователи расширят намеченный русский революционный прорыв в научном описании объективной реальности, в познании законов мировой целостности.

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

         Историческая реальность XX-начала XXI столетий оказалась для Русского мира временем колоссальных испытаний в борьбе за достойное будущее. Она представлена тремя качественно различными эпохами, выражающими три проекта организации российского общества – самодержавно-православный, великодержавно-коммунистический и реализуемый ныне либерально-олигархический. Смертельная угроза гибели России в столкновении с Западом требует ныне от русского разума вполне продуманного выбора наиболее перспективного пути в будущее.

Самодержавно-монархический строй отторгает большую часть населения от управления социальными процессами и концентрирует силу страны в государственных органах власти, утверждая основной фигурой общественной жизни государственного чиновника, строго следующего должностным инструкциям и неукоснительно соблюдающего повеления начальствующих лиц без какого-либо своего произвольного вмешательства, культивируя в обществе «исполнительность» в качестве главного качества достойного «гражданина». Нравственным оправданием подобной «жесткой системы» управления социальной реальностью служит религиозно-церковная ее организация, транслирующая высшие божественные повеления своим идейным приверженцам. Главным недостатком самодержавной системы правления является закрепощенность ее служителей канонами прошлого опыта, когда всякий «настоящий чиновник», стремясь к точному исполнению «высших» повелений, обязан строго следовать требованиям устоявшейся «традиции» как уже проверенному опыту, отступая от нее лишь в крайних случаях, связанных с кризисом всей государственной системы, как это произошло с Россией в гражданских катаклизмах 1905-1907, 1917-1922 и 1991-1993 годов.

Утверждение в ходе гражданской войны 1918-1922 годов полновластия большевиков запустило в России реализацию советского великодержавного проекта, нацеленного не на укрепление гражданско-государственных традиций в жизни людских масс, а на динамическое развитие народного хозяйства. Связанная с функционированием обобществленных средств производства хозяйственная система СССР постоянно увлекала трудящихся к участию в социальном процессе не только в качестве исполнителей высших повелений, но также как творцов, «сотрудников» общего дела построения справедливого общества. Любой человек в реализации такого «общего дела» ощущает себя творцом всемирной истории. Отсюда рождается вдохновение советских граждан в осуществлении трудовых подвигов первых пятилеток, их героизм в годы Великой Отечественной войны и разгрома милитаристской Японии.

Идейным вдохновителем действий большевистской власти стали задачи подготовки «мировой революции» и реализации «коммунистического замысла» построения общества социальной справедливости на основе «интернациональной идеологии» марксизма-ленинизма, отвергающей религиозную веру как заблуждение непросвещенных масс и признающей в науке главное практическое руководство в созидании светлого будущего. Поступательное движение советской страны в осуществлении планов строительства коммунизма было обозначено успешным восстановлением разрушенного войной народного хозяйства, достижениями в реализации атомного и космического проектов, организацией экономического и военного сотрудничества стран социалистической ориентации, отражением американской агрессии в Северной Корее, на Кубе, во Вьетнаме. Поэтому мы не можем согласиться с мнением некоторых современников, «что социалистический, общинно-владельческий опыт Союзного государства на территории Российской Империи … есть колоссальный шаг назад в экономическом, научно-техническом, культурном и социально-политическом отношении» (Философам нравится поархаичнее: 1.Из «Заметок тугодума» по теме Русская общинность и «православный» социализм/ https://ruskline.ru/analitika/2023/01/25/filosofam_nravitsya_poarhaichnee?page=2). Крушение советского проекта было обусловлено непродуманной хозяйственной и международной политикой последнего руководителя СССР Горбачева, «советской сдачей» социалистических союзников в Европе, провальным выступлением ГКЧП, обнажившим раскол в высших эшелонах «коммунистической власти». Окончательно добил СССР «предательский сговор» по разрушению советской державы руководителей трех русских союзных республик – России, Украины и Беларуси. Сегодня россияне пожинают в войне на Украине страшные плоды того предательства.

Главной внутренней причиной распада СССР стало, по мнению Вардана Багдасаряна, буржуазное перерождение общественного сознания советских граждан и прежде всего их коммунистических наставников, вызванное внесением в программу КПСС требований «потребительской идеологии» капиталистического мира. «Случилось именно так, — констатирует наш современник, — как предупреждал в своё время В.И. Ленин, — мелкобуржуазное сознание распространяется не только среди рядовых коммунистов, но и руководства партии. Целевой ориентир, мелкобуржуазный по своей сути — максимальное удовлетворение материальных потребностей граждан, — был внесён в Программу КПСС 1961 года» (Советский Катехон и всемирно-исторические последствия его гибели. / Изборский клуб: 22 апреля 2022 г.). Но за этим фактом нравственного перерождения коммунистической власти в СССР открываются более глубокие причины крушения «страны советов». С позиции догматов диалектико-материалистического и историко-материалистического мировоззрения КПСС, утверждавших приоритет материальных потребностей над духовными запросами людей, постановка задачи максимального удовлетворения материальных потребностей советских граждан выглядит вполне логичной. Советский «отрицательный эксперимент» строительства коммунизма позволяет утверждать, что всякое рациональное учение, нацеленное на претворение «лучшего будущего», может претендовать на осуществление своих идеальных замыслов лишь при опоре на идеалистическое мировоззрение, способное «заглянуть в будущее, предвидеть поступательный ход мировой истории в реализации ведущей роли духовного начала сравнительно с материальными факторами, представляющими лишь локальные срезы бытия. Другими словами, материалистическое мировоззрение сгубило советский проект.

Радикальный разрыв либеральной России с советским коммунистическим наследием был громогласно заявлен в 1993 году расстрелом из танковых орудий лидеров российских патриотических сил в «Белом доме», узаконивший в годы правления Ельцина неограниченное владычество олигархических кругов с последующей попыткой ограничения их влияния при правлении Владимира Путина. Прозападный переворот 2014 года в Киеве, повторивший московский сценарий 1993 года по силовому захвату власти в РФ, показал стремительный распад нравственного единства Русского мира и его приближение к гибели. Попытка Москвы силой удержать Украину от союза с Западом посредством проведения «Специальной Военной Операции» (СВО) положила начало открытого военного столкновения российского государства со всей Западной цивилизацией, поражение в котором будет гибельным для России. В этом противоборстве победа будет на той стороне, которая покажет большую интеллектуальную оснащенность своей стратегии, большую нравственную сплоченность гражданских масс в поддержке правительственного курса, большую научно-техническую вооруженность собственных действий.

Стратегический ракурс противостояния конфликтующих социальных миров обозначается передовым характером общественного устройства каждого из них. В этом плане более весомыми выглядят силы западного альянса. Он обладает, во-первых, более длительной историей освоения законов капиталистической реальности и досконально знает ее возможности. Во-вторых, на сегодняшний момент западные силы предельно собраны в своей государственно-политической организации, управляемой из США. В-третьих, они в своем большинстве признают идеологию либерализма в качестве общего направляющего ориентира своей общественной практики.

Россия же в споре с Западом лишь 30 лет назад вступила в мир современного капитализма и выступает на капиталистической арене в качестве недальновидного соперника западных держав, простодушно следующего за обманками своих опытных противников, о чем откровенно поведал президент Путин российским гражданам. Во-вторых, социальные силы России лишены в значительной мере практической консолидации, единого руководства, что наглядно показала россиянам противоречивая российская тактика в проведении СВО, когда одни воюют, а другие торгуют с вражескими странами, получая от них «наводки» нужных нашим врагам действий. И в-третьих, западные наставники Ельцина очень продуманно лишили россиян возможности идейной консолидации, запретив им в статье №13 Конституции РФ от 1993 года иметь государственную, патриотическую идеологию. Отсутствие такой идеологии наглядно сказалось при попытке России осуществить мобилизацию «призывников» для укрепления кадрового резерва СВО, когда масса «защитников отечества» вдруг ринулась к его границам с целью спрятаться от призыва «за бугром». Как видим, по всем трем показателям Россия оказывается, мягко говоря», в проигрыше.

Поэтому первое, что обязана сделать Россия для выравнивания своих шансов на победу в схватке с системой западного «либерал-капитализма», это перестать «играть по правилам» вражеской стороны, а обратиться за наставлением в борьбе с врагом к наработанному «советскому опыту» по организации социалистической общественной системы. «В чем причина всё большей и большей деградации нашей Родины?задает себе судьбоносный для России вопрос один из разработчиков доктрины «православного социализма» Н.В.Сомин. Ответ очень простой – капитализм, – этот безобразный, губительный, бездуховный социальный строй, который был навязан России ее внешними и внутренними врагами. Мы гибнем от такого, казалось бы, безобидного явления как рынок. Нас разрушает идеология мамонизма, засилие «религии денег», основанных на тотальном праве частной собственности. Как избавиться от капиталистической удавки? Ясно, что необходимо изменить социальный строй – без этого Россия не восстанет из пепла. Но какой строй более всего органичен России? Какое социально-экономическое устроение сможет противостоять напору капиталистической идеологии? Отвечаем – православный социализм. Это социальный строй с православной идеологией и социалистической экономикой» (http://novsoc.ru/nikolay-somin-pravoslavnyiy-sotsializm-kak-russkaya-ideya-sbornik-statey-chast-i/). Другими словами, Россия для достижения Великой Победы над Западом должна перейти от стратегии борьбы государств в рамках капиталистической системы к противоборству «социально-политических миров» капитализма и социализма. Но для реализации такого шага по переводу России на «рельсы» построения социалистического общества внутренних, собственных социальных сил у нее недостаточно. Ныне россияне расколоты на прозападных «либералов» и гражданских «патриотов», а последние, в свою очередь, разделены на «коммунистов» и «православных», нуждаясь в объединяющей патриотической идеологии.

Следовательно, разработка перспективной социалистической идеологии, устремленной в будущее, является сегодня первейшей задачей российской патриотической общественности. Поэтому принципиальным началом решения этой важнейшей задачи должно стать устранение из Конституции РФ положений статьи №13 о запрете государственной, патриотической идеологии. Если Кремль действительно хочет добиться победы в столкновении с Западом, то он должен незамедлительно убрать это правовое препятствие на пути к идейной консолидации патриотических сил России. В противном случае все его заверения о стремлении к Победе над Западом будут пустой болтовней или сознательным обманом народных масс.

Идейным основанием объединения «правых» и «левых» сил в лагере российских патриотов и должна стать доктрина «православного» или в более широком виде «религиозного», «духовного социализма» как концептуального синтеза созидательных замыслов советской эпохи и самоотверженного религиозного духа россиян. «Современный российский кризис, – заявляет теоретик религиозного социализма А.Е.Молотков, – целиком спровоцированный «несовместимой с жизнью» русской цивилизации прививкой капитализма, неизбежно закончится поворотом общества к новому социализму – социализму XXI века, где в качестве базового теоретического основания будет заложена духовная аксиоматика Православного социализма. У нас нет иного пути, Русская идея обязывает». А гражданской площадкой концентрации современных патриотических сил Русского мира может и должна стать Беларусь как полномочный представитель общерусского патриотического движения в рамках Российско-Белорусского государственного союза. «После одоления прозападной «цветной» (бело-красно-белой) революции 2020 года, сообщает минский философ Дмитрий Куницкий, в Белоруссии произошел весьма решительный поворот к строительству государственности на православно-патриотических началах, на заветах Святой Руси».

Стойкая приверженность белорусского руководства идеологической максиме русского «великодержавного патриотизма» в превосходной степени отличает Беларусь от открытого, агрессивного национализма правящих сил постсоветской Украины и скрытного космополитизма олигархических кругов современной России. «Различие в правящих элитах (государственно-патриотической и либерально-космополитической), – констатирует Дмитрий Куницкий, – это самое коренное различие между Республикой Беларусь и Российской Федерацией и их исторических перспектив». Мысль о Беларуси как патриотическом лидере всего Русского мира, обнародованная мной более 12 лет назад, получает сегодня все большее признание в рядах белорусской общественности. «И на данный момент, утверждает Дмитрий Куницкий, Беларусь является маяком для всего Русского мира, всей России, более того, говоря по правде, единственным подлинно русским государством на землях Руси. И вполне может оказаться ядром возрождения всей православной русской государственности».

Главное различие моей позиции и подхода Дмитрия Куницкого касается приоритетных социальных оснований консолидации современных русских патриотов. В белорусском обществе, по его оценке, после революционных волнений 2020 года был «взят курс на построение своего рода криптомонархичной народной соборности». Поэтому он ищет наставлений для современного патриотического воспитания россиян в идейном наследии самодержавной эпохи, указывая на идеологическую максиму России ХIХ столетия с требованием «Православие Самодержавие –Народность», когда роль народных масс в историческом процессе сводится к прилежному исполнению наказов чиновников и священников. «Таким образом, – подчеркивает минский философ, – на землях Белой Руси мы видим целенаправленное строительство соборного государства на православных духовно-нравственных началах». Я же обращаюсь за поучением в проектировании русского будущего к идеологии «религиозного социализма», наставляющей личный ум заповедями религиозной веры и просвещающей коллективный разум логикой научного познания как идейного руководства советского прошлого. «Православный социализм, — описывает Н.В.Сомин наиболее привлекательный для русских общественный уклад. — Это социальный строй, который характеризуется двумя главными чертами. Его идеология — православная. Т.е. принципы жизни государства основываются на евангелии и христианских заповедях, освящающих братские отношения между людьми. А Экономика - социалистическая (типа сталинской), с общественной собственностью на средства производства, плановым способом управления хозяйством и монополией на внешнюю торговлю. Такие предприятия составляют костяк экономики православного социализма. Но, кроме того, православный социализм подразумевает создание сети трудовых христианских братств, где современные технологии сочетаются с христианской верой и общинной жизнью».

В чем слабость, на мой взгляд,  позиции белорусского философа? Самодержавно-православная концепция требует от граждан прежде всего соблюдения традиционных установок в жизни общества, исповедует традиционные ценности, культивируя дух прошлого, и мало учитывает динамический характер нашей эпохи, требующий от современников не только исполнительской воли, но также творческой инициативы, оплодотворенной научными знаниями, устремляя взгляд россиян от традиций прошлого к новаторскому освоению будущего. Этот образ рукотворного будущего и стал путеводной звездой в построении советскими людьми социалистического общества на основе научных знаний, в максимальной степени погруженных в пространство объективной реальности. Поэтому практическим путеводителем современной России в построении общества «духовного социализма» должна стать наука, направляемая социалистической идеологией братства и добрососедства народов Земли и сохраняющая верность священным заветам мировых религий в лице христианства, ислама, буддизма.

         Таким образом, главным практическим аргументом Русского мира в его споре с западной цивилизацией должно стать построение общества социальной справедливости на основе идеологии «духовного социализма», укрепляемой заветами мировых религий и развиваемой логикой научного познания. Но для того, чтобы россияне могли в полной мере овладеть научным разумом, надо им самим его создать, то есть осуществить глобальную научную революцию. Только коренное превосходство русской научной мысли над западной наукой позволит россиянам достичь победы в столкновении с цивилизацией Запада.

         Главным творцом русской научной революции и должно стать белорусское интеллектуальное сообщество. Исходные, наиболее общие прорывы русского разума в осуществлении глобальной научной революции нашего века были обозначены следующими научными открытиями. Во-первых, принципом постоянства ускорения электро-магнитного сигнала в безбрежном космосе величиной в 300000 км/сек2 (в квадрате) (Л.А. Гореликов, Принцип постоянства ускорения электромагнитного сигнала как концептуальный ключ к формированию целостной научной картины мира // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27661, 26.02.2022). Во-вторых, теоретическим установлением продолжительности существования Вселенной величиной в 1 трлн 289 млрд лет (Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16879, 10.10.2011). В-третьих, нахождением эмпирического алгоритма в темпоральном развитии Вселенной, указывающим на эмпирически зримый возраст мироздания величиной в 1 трлн 259 млрд лет (Л.А. Гореликов, Возраст Вселенной в эмпирическом измерении мировой истории // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27402, 07.11.2021). В-четвертых, установлением глобального различия предметных оснований физики ХХ века, ограниченных пространством солнечного «освещения» и принципом постоянства скорости электромагнитного излучения  в 300000 км/сек как максимальной величиной космических взаимодействий, и физики XXI столетия, представленных «темнотой» безбрежного космоса и принципом постоянства ускорения электромагнитного сигнала  в 300000 км/сек2 (в квадрате) как предельной величиной интенсивности физических процессов (Л.А. Гореликов, Глобальный Факт, не замеченный наукой ХХ века // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27361, 12.10.2021).

Верю, что белорусские исследователи расширят намеченный русский революционный прорыв в научном описании объективной реальности, в познании законов мировой целостности.

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

 

+1
0
-1