К новым горизонтам Русской идеи в ХХI веке

 

Попробуем сделать некоторые обобщающие выводы на основе сопоставления содержательных особенностей трех моделей Русской идеи ХХ столетия, представляющих его завершение, начало и историческую середину. Прежде чем приступить к реконструкции концептуальных составляющих исторических вариаций Русской идеи, позволим себе сразу обозначить собственную позицию в нашем истолковании ее свойств. Русская идея не является неким безусловным «проводником» в судьбе России, ведущего ее по жизни так, как поводырь управляет перемещением «безвольных слепцов». Она выступает перед взором русского народа, скорее, как нравственное «предложение» по выполнению ее рекомендаций, от исполнения которых тот может и отказаться, как это уже почти свершилось в постсоветской России, запретившей статьей №13 Конституции страны иметь россиянам какую-либо государственную идеологию, в том числе и русско-патриотическую.

Свобода воли присуща не только человеческим индивидам, но также их естественным коллективным объединениям в лице этнических сообществ, выбирающих для себя определенную роль в утверждении собственного будущего – бессовестного насильника, бессловесного раба или непримиримого борца со всякой неправдой жизни. Русская идея и должна нам сказать о русском историческом выборе. Верное понимание избранного русским народом «жизненного пути» требует от интерпретатора реализации «конструктивного подхода», намечающего основные параметры разумного дела его начало, текущее исполнение и конечное завершение: вот те узловые точки Русского жизненного проекта, которые мы будем искать в концептуальных модификациях Русской идеи.

Рассмотрение 3-х исторических вариаций содержания Русской идеи в ХХ веке выявило ее фундаментальный трехликий характер. Во всех рассмотренных версиях Русской идеи наблюдается категорическое утверждение христианской доктрины в качестве религиозного основания русского мировоззрения. Таким образом, русская идеология вырастает на концептуальной почве христианского учения о мире как творении Божественных Сил, представленных сакральными образами Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого.

Для того, чтобы идти дальше в разумном истолковании смыслов Русской идеи, необходимо первоначально уточнить, попытаться объективировать, наполнить естественным, «земным» содержанием философское понимание священных символов христианского культа. Какая предметная реальность открывается сознанию людей в этих священных ликах христианской религии? Характерное качество христианской Святой Троицы представлено в структурах бытия духом взаимной Любви как животворной энергией мироздания, обозначенной в своих узловых точках логикой преемственности участия божественных лиц по реализации общего дела созидания мировой целостности. Осуществление этого всемирного дела требует от его божественных исполнителей гармоничного сочетания их действий, где Бог-Отец начинает дело творения мира, Бог-Сын в лице Иисуса Христа продолжает начатое, развивая у людей дух самопожертвования во имя общего Блага, а Святой Дух просвещает род людской в познании сокровенных таинств божественного творения. Такая последовательность, историческая преемственность в выдвижении на передний план мирового процесса святых Ликов Божественной Троицы явно указывает людям на Время как генеральную силу мировой истории, где Бог-Отец представляет дух Прошлого, Бог-Сын выражает главный смысл Настоящего, а Святой Дух определяет контуры Будущего.

Следовательно, объективной основой Русской идеи выступает исторический ход Времени как взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Из этой фундаментальной структуры и рождается трехликий образ рассмотренных версий Русской идеи. У Сагатовского она выражается в категориальных императивах «Самоотверженности», «Соборности», «Ноосферности, за которыми хорошо просматриваются телесные контуры главных субъектов земной истории мировой реальности в виде индивидуальной личности, общества и природного космоса. В интерпретации Вячеслава Иванова содержательные контуры Русской идеи углубляются в направлении субъективно-психологического восприятия действительности, представленного жаждой русских людей «Всенародности», «Правдолюбия» и «Воскресения» как желания духовного преображения. У Ивана Ильина облик русской идеи раскрывается в требованиях «Сердечности», «Красоты», «Целостности», несколько объективирующих нравственную логику русского дела. Все три исторических проекта Русской идеи руководствуются духом Любви как направляющей силой всего созидательного процесса, как генеральным нравственным императивом мировой истории.

Сила Любви, определяющая единство мироздания, позволяет  сблизить эти три понятийные проекции Русской идеи и соединить их в одно концептуальное единство на основе предметной логики «личность» – «общество» – «космос», руководствуясь в данной реконструкции исторической последовательностью во взглядах Вячеслава Иванова, Ивана Ильина и Валерия Сагатовского. Субъективно-личностный аспект осуществляемой реконструкции предстает в трех понятийных проекциях «Правдолюбия», «Сердечности», «Самоотверженности». Социально-устроительный аспект выражается категориальным рядом «Всенародности», «Красоты», «Соборности». Природный космос раскрывается в содержании Русской идеи понятийными системами «Воскресения» как реализации духовного преображения бытия, «Целостности» и «Ноосферности».

В итоге мы обнаруживаем, что каждый из содержательных компонентов Русской идеи характеризует один из атрибутов в конфигурации времени – прошлое, настоящее, будущее, определяющих творческий потенциал русского исторического пути – его начало, путь и завершение. Эта временная логика и формирует духовные установки трех основных частей русского народа: во-первых, малороссов, остро переживающих и культивирующих в своей жизненной практике память прошлого, вольный дух Киевской Руси; во-вторых, великороссов, реализующих в своих практических установках требования социального величия настоящего; в-третьих, беларусов, ищущих свой идеальный путь в сокровенное будущее Русского мира. Такая идентичность русской народной воли с основными параметрами мирового времени позволяет определить историческую сущность русских народных масс, следуя за мыслью Вячеслава Иванова, как народ-мироносец, удерживающий мир от нравственного падения и гибели. Русская идея в исторической полноте своей реализации определяет русский народ как народ-мироносец.

Если духовные следы прошлого формируют в основном индивидуальные свойства сознания людей, а зримый опыт настоящего вырастает из очертаний сегодняшней коллективной практики народных масс, то контуры будущего наиболее ясно открываются в интеллектуальных усилиях научного познания мировой целостности. В данной проекции духовный опыт малороссов нацелен на формирование личности и видит ее совершенство в «Правдолюбии», «Сердечности», «Самоотверженности». Духовный опыт великороссов направлен на развитие социума и представляет его совершенство во «Всенародности», «Красоте», «Соборности». Духовный мир белорусского народа, движимый разумной энергией будущего, определяется динамикой природной реальности и руководствуется идеальными установками сознания на «Воскресение» как духовное преображение действительности, на «Целостность» и «Ноосферность». «Разработка новой научной картины мира (НКМ) даст мощный интеллектуальный импульс в развитии белорусского социума, обеспечит качественный прорыв белорусской экономики в постсовременное историческое пространство глобального будущего человечества, приведет к созданию совершенно новых технологий, утвердит лидерство русского интеллекта в формировании новой, экологически сберегающей экономики, использующей не земную, а космическую, то есть безграничную мощь Вселенной» (Л.А. Гореликов, Е.Л. Гореликов, RESTITUTIO IN INTEGRUM. Возвращение к первоначалам: белорусский горизонт глобального будущего России в XXI веке // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.17705, 29.10.2012).

Зримое угасание в российской исторической практике влияния великороссов, обозначенное крушением Российской империи, гибелью СССР и нынешним военным конфликтом РФ с Украиной, явно требует от русского народа ухода от стратегии «сегодняшнего дня» и генерализации проективной стратегии «будущего», когда идейные ориентиры белорусского народа становятся разумным руководством исторического развития всего Русского мира. «Сегодня белорусский народ должен продемонстрировать не только идейную твердость, вновь подтвержденную в постсоветский период особым соборным настроем белорусского социума и его поддержкой державно-патриотического курса в социально-политическом развитии страны, но также утвердить себя в качестве консолидирующего центра общерусского дела, предпринять конструктивные усилия в проектировании гармоничного будущего всего Русского мира» (Л.А. Гореликов, Е.Л. Гореликов. – Указ. соч.).

Я не претендую на канонизацию намеченных мной обобщений в исторической динамике Русской идеи. Но они позволяют увидеть новые горизонты в прочтении ее нравственных смыслов, служат зримым фактором для пробуждения в российском интеллектуальном сообществе интереса к проблематике Русской идеи, для понимания ее наставлений русскому люду в созидании будущего, для их претворения русским народом в исторических обстоятельствах  XXI века. «Таким образом, глобальный горизонт будущего Русского мира в XXI веке будет определяться восстановлением религиозно-нравственных начал русской жизни и консолидироваться в развертывании общественной практики прежде всего творческим потенциалом белорусского этноса как чисто-русского ядра во всемирно-исторической судьбе России» (Л.А. Гореликов, Е.Л. Гореликов, RESTITUTIO IN INTEGRUM. Возвращение к первоначалам: белорусский горизонт глобального будущего России в XXI веке // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.17705, 29.10.2012).

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

+1
0
-1