Беларусь на пути к национальной идее

Человечество переживает ныне в своем историческом развитии период глобализации мирового сообщества, направляемого в будущее универсальными законами бытия. Универсализация законов жизни мирового социума требует от каждого этнокультурного объединения людей вполне сознательного отношения к собственной деятельности. Главной задачей национального самоопределения является нахождение народом в своем историческом опыте национальной идеи. Поэтому и Беларусь, будучи суверенным государством современной социальной реальности, должна уяснить свою национальную идею как первооснову продуманной стратегии дальнейшего исторического развития.

Национальная идея – это концептуальный образ нравственной сути этнокультурного сообщества, выражающий его коренные интересы в современном мире и намечающий генеральную линию, высшую цель его исторической практики. В понимании Вячеслава Иванова (1909 год), всякая «национальная идея есть самоопределение собирательной народной души в связи вселенского процесса и во имя свершения вселенского, самоопределение, упреждающее исторические осуществления и потому двигающее энергии». Другими словами, национальная идея – это выражение высшего запроса народной жизни или, в нашем случае, разумной первоосновы исторической практики белорусского народа. Национальная идея не представляет собой жесткую концептуальную «программу действий»  этнокультурного сообщества, ведущую его по жизни подобно тому, как поводырь управляет передвижением «безвольного слепца». Она выступает перед всяким народом, скорее, как его «идеальная перспектива», как нравственное «предложение» по выполнению ее рекомендаций, от исполнения которых тот может и отказаться. Свобода воли, присущая человеческим индивидам, характеризует также и поведение их этнокультурных объединений, выбирающих для себя нравственную роль в утверждении собственного будущего – бессовестного насильника, бессловесного раба или непримиримого борца со всякой ложью, с неправдой жизни.

Верное понимание народом «идеального проекта» своего жизненного пути требует от общественных масс, в первую очередь, реалистической оценки исторической ситуации в стране и окружающем мире. В нашем случае такая оценка приводит к признанию реальности русского народа в единстве малороссов, великороссов и белорусов как этнокультурной родовой субстанции белорусского общества. Признание триединства русских народов является фундаментальным фактом исторического становления белорусского общества и находит себе идейную поддержку в исповедании основной массой населения республики Беларусь христианской религии, утверждающей триединство божественных создателей мировой целостности в лице Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа.

Какая предметная реальность открывается сознанию людей в этих священных символах христианской веры? Характерное качество христианской Святой Троицы в структуре мировой реальности определяется духом взаимной Любви, выражается логикой взаимной преемственности, согласованности порядка действий генеральных субъектов мирового процесса, когда каждый из участников всемирного дела содействует исполнению воли и двух других лиц. В этом высшем единстве Бог-Отец начинает дело созидания мира, а Бог-Сын в лице Иисуса Христа продолжает начатое путем развития у людей духа самоотверженности, тогда как Святой Дух завершает данный процесс, просвещая род людской в познании сокровенных таинств божьего творения. Подобная преемственность, поступательность определенно указывает людям на Время как универсальную силу мирового развития, где Бог-Отец представляет Дух Прошлого, Бог-Сын выражает генеральный смысл Настоящего, а Святой Дух обозначает контуры будущего.

Отсюда и рождается трехликий образ фундаментальной жизненной структуры Русского мира. В итоге нам представляется, что каждый содержательный компонент общерусской идеи Времени выражает одно из его измерений – прошлое, настоящее, будущее как начало, путь и завершение исторического движения. Вот эта фундаментальная логика Времени и определяет духовные установки трех частей русского народа – малороссов, культивирующих дух прошлого, великороссов, развивающих дух настоящего, и белорусов, раскрывающих дух будущего.

Таким образом, основной замысел Белоруской идеи – это познание наставлений Духа Будущего. Генеральной силой проникновения взгляда белорусского народа в реальность будущего является научно-философский разум. Поэтому главной исторической задачей белорусского разума в реализации национальной идеи постижения Будущего оказывается осуществление глобальной научной революции в описании целостности мироздания.

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

 

+1
0
-1