Господа политики, давайте уточним детали: к разрешению «украинской проблемы»

Главной политической болью стала для России в ушедшем 2022 году военная операция на Украине, спровоцированная государственным переворотом в Киеве и силовым утверждением в украинском обществе неонацистской идеологии. Дорвавшиеся до власти неонацистские силы отвергли русско-православные традиции как чуждые собственной идейной сути и потому обреченные, по их логике, с ростом агрессивных настроений «украинского самосознания» быть вырванными из национальной почвы страны как, якобы, чужеродные ее природе, привнесенные из России. Возникает вопрос: откуда в нынешней Украине столь сильная ненависть к русской национальной традиции? Может быть, эта острая неприязнь к «русскому духу» есть нечто случайное и вполне «исправимое» силой «воспитательного воздействия», пусть даже военного, как это предполагали проектировщики СВО? Однако антирусская направленность «радикального украинства» сложилась не сегодня и не в советское время, а вызревала на всем протяжении ХХ столетия, демонстрируя в годы военного лихолетья  Первой Мировой и Великой Отечественной войн свои наиболее агрессивные формы, аналогичные по уровню озлобленности с нынешней ситуацией. Значит, за этой «злобой» кроются внутренне причины.

В попытке выявить эти причины как начала осознания «украинской проблемы» и ее разумного преодоления необходимо сопоставить два ключевых понятия – «русский» (русская, русские) и «украинец» (украинка, украинцы). Какая первичная реальность кроется за этими терминами? В обоих случаях обнаруживается в нынешней политической  публицистике недопонимание их коренного значения. В первом случае оно заключается в недопустимом «расширении» обозначаемого содержания слова «русский», а во втором – в искусственном «зауживании» значения слова «украинец».

Примером первого «недоразумения» может служить следующая фраза: «Мы не сомневаемся, что новый год явит победы русского оружия и русского солдата, будь то великоросс, малоросс, беларус, чеченец, бурят, мордвин, татарин, осетин, дагестанец, тувинец, якут и т.д.». (От Редакции АТ, С Новым Годом – годом начала свершений и побед России // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28254, 31.12.2022 ). Получается, что СВО на Украине проводят «русские» как особая этническая общность, а не Россия как социально-политическое, гражданско-государственное объединение различных по родословной народных масс, включающее в свой состав множество этнических сообществ, среди которых присутствует и некоторая часть «русских» в лице великороссов, малороссов, беларусов. Приведенная расширительная трактовка слова «русский» превращает политический конфликт между государствами РФ и Украина в  межнациональную войну «украинцев» и «русских», не способствуя духовному примирению народов. Для выражения социально-гражданского статуса населения России имеется особый термин «россиянин» (россиянка, россияне). Не нужно подменять государственно-политический статус граждан страны их этническими именами, раздувая пламя межнационального раздора.

Если термин «русский» выражает этническую принадлежность гражданских лиц к восточно-славянскому народу, включающему в свой состав великороссов, малороссов, беларусов, то какова природа слова «украинец» (украинка, украинцы)? Значение данного слова вполне зримо прорисовывается в представлении об «окраине» какой-то более обширной территории. Таким образом, слово «украинец» происходит от названия «Украина» как первичного территориального образования по отношению к населению здесь проживающему. Следовательно, «украинцы» - это жители окраины какого-то более объемного устойчивого сообщества, социально более весомого, более значимого, более существенного по отношению к своим окраинным регионам.

Имя «украинец» жители Киевских земель не могли получить в изначальный, древнерусский период своей истории, так как Киев в то время представлялся в народном самосознании как «Мать городов русских», как «стольный град» русской земли. Следовательно, свое «окраинное» именование население данных территорий получило в более поздние времена, в период вхождения бывших русских земель в состав польско-литовского государства, социально возвысившего представителей католического населения центральных регионов страны над русским православным людом и закрепив «малозначимость» последнего словом «украинцы». Важно подчеркнуть, что название «украинец» характеризует не этническую принадлежность людей, а их социально-гражданский статус в качестве населения территориально-государственного образования Украина. Поэтому все граждане украинского государства в равной степени имеют право называть себя «украинцами»: это и татары, и евреи, и молдаване, и венгры, и поляки, и, конечно, русские в лице великороссов, малороссов, беларусов.

Таким образом, мы выявили главное различие в этимологическом статусе названий «русский» и «украинец» как разных по своей социокультурной природе, когда имя «русский» представляет этнокультурное объединение людей, а слово «украинец» характеризует их гражданский статус как социальных представителей государства Украина. Этого ни в коем случае не должны упускать из вида политики, чтобы не пробуждать в межгосударственном конфликте межнациональную рознь. Но если название «украинцы» не имеет этнокультурных корней, а является обозначением социально-гражданской субстанции в национальном самоопределении населения страны, то откуда берется такая озлобленность к русскому населению украинского государства, ненависть к россиянам как к иноземцам, духовно чуждым людям?

Дело в том, что постсоветская эпоха российско-украинской жизни обнажила лицо еще одного вполне самостоятельного этнического сообщества, которого прежде не выделяли в качестве особой этнической силы. Наряду с малороссами, великороссами, беларусами на Украине живут еще «западенцы» как особый восточно-славянский этнос, взращенный на западной Украине в период существования Австро-Венгерской империи и во многом сходный с малороссами, кроме религиозно-церковной организации. Эта организация возникла в 1596 году искусственным путем посредством скрещения православия и католицизма в лоне униатской церкви с признанием главенства над собой Папы Римского. Именно «западенцы» стали главной организационной силой в совершении государственного переворота 2014 года и утверждении на Украине неонацистской идеологии, направив ее против России и Русской православной церкви.

Радикальный «нацистский дух» западенского общества обусловлен «искусственным», «промежуточным» характером его происхождения, когда он должен был отстаивать собственную нравственную самобытность перед лицом католической Польши и православной России. Особое отторжение западенцы испытывают к русским православным людям, обладающим теми же этногенетическими корнями, как и они, и потому требующим от них дополнительных усилий для размежевания. Ситуация с западенцами на Украине аналогична этническим процессам на Балканах, когда часть сербского населения перешла от православного вероисповедания в католическое и стала называться хорватами, демонстрируя повышенную неприязнь к своим православным братьям сербам как живой укор их нравственного предательства.

Сегодня западенские «самостийники» в своем отторжении «русских корней» украинского общества захватили власть в стране и направляют ее к растворению во «всеевропейском содружестве», отвергая этим установку русских масс на самобытный путь своего развития. Поэтому Москва в своей борьбе с неонацизмом должна во весь голос заявить о существовании в современной Украине наряду с малороссами как носителями православно-русской идеологии, также западенцев как приверженцев греко-католического вероисповедания и этим выправить прозападную деформацию Украины в сторону Русского мира как нравственного союза малороссов, великороссов и беларусов.

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

 

+1
0
-1