Логика мировой истории в научно-философском измерении ее предметных оснований.

 

         Становление глобального социума в современной истории человечества позволяет задать вопрос о контурах логики мировой истории и общей ее направленности. Мировой исторический процесс не является стихийным стечением обстоятельств в действии разрозненных сил, несущих за собой разрушительный ХАОС, а представляет собой единую последовательность в реализации свойств взаимно скрепленных объективных начал пространства, движения, времени, совместно раскрывающих разумную целостность мироздания. Всемирная история – это проявление внешней динамики исторических событий на основе углубления их предметного содержания в свое внутреннее, разумное основание.

Логика мировой истории предметно раскрывается взаимодействием пространства, движения, времени как объективными, внешними границами содержания бытия в его внутреннем, субъективном стремлении к совершенствованию. Внутренняя определенность «пространства» устанавливает необходимость «единичных» (дифференцирующих) свойств объективного бытия в содержании мировой целостности, обеспечивающих индивидуализацию ее предметного разнообразия. Качественная определенность «движения» устанавливает в содержании мировой целостности необходимость ее «особенных» свойств как «локально общих» (ограниченных) связей сущего, лишь частично соединяющих одни его виды с другими. Качественная определенность «времени» устанавливает в содержании мировой целостности необходимость ее родовых, «универсально общих» (всеобщих, интегративных) свойств бытия, представляющих его как универсальное единство, как «универсум»: время – это единая, незыблемая ось мировой целостности.

Взаимодействие пространства, времени и движения определяет мировую целостность как «объективную реальность», функционирующую согласно законам внутренней необходимости и формирующую в процессе поступательного развития основные организационные уровни мироздания. Эти уровни представлены качественно специфическими способами существования «неживой природы» (физическая реальность), «живой природы» (биотическая реальность), «человеческой природы» («антропогенная реальность)» и общества (социальная реальность) как выражения «одухотворенной», сознательной, «духовно направленной природы» человеческого существа.

Качественно необходимое содержание «неживой природы» определяется равноправным взаимодействием свойств пространства, времени и движения. Качественно необходимое содержание «живой природы» определяется равноправным взаимодействием времени и движения, выражением специфики которых становятся эволюционные различия «животных» и «растений», с отстраненностью их общего характера от индивидуализирующих свойств пространства.

Качественно необходимое содержание «антропогенной реальности» определяется исключительно «всеобщими свойствами» мирового времени с отстраненностью ее качественной специфики от индивидуализирующих свойств пространства и «локально-общих» особенностей движения, отвергая этим существенное влияние на свой генезис локальных факторов природного окружения. Необходимое содержание «социальной реальности» определяется «всеобщими» свойствами времени с дополнительным подключением к ее развитию духовной энергии людей, преобразующей окружающую природную среду в соответствии с приоритетными установками их сознания, когда логика времени служит направляющим объективным основанием для развития субъективных, духовных способностей человеческих индивидов. В полном объеме эта историческая логика времени становится доступной сознанию людей лишь в нашу эпоху - в период утверждения глобального социума.

«Человек», реализуя в своей жизненной практике потенциал духовной свободы, выступает как «самовольное существо», сочетающее в собственной деятельности необходимость «бытия» и возможности «небытия», равно способное к разрушению и созиданию предметной реальности. В раздвоении собственных способностей человек являет собой крайне противоречивое, антиномичное, «разорванное», «греховное», по определению христианства, существо.

Внутренняя, идеальная «суть» человека, всеобщий разумный смысл его одухотворенной жизни, заключается в «самообладании», в победе над самим собой, в преодолении соблазнов «греховной свободы» и реализации в собственной деятельности потенциалов «созидательной свободы» как гармоничного, творческого завершения общемировой необходимости. Смысл жизни человека состоит в «творческой самореализации», в самоотдаче своей внутренней духовной энергии окружающему миру.

Действительность этой победы человека над собственной греховной свободой состоит в познании окружающей природы и выявлении ее универсальных зависимостей как организационной основы мировой целостности. Историческое возникновение в современной реальности глобального социума наглядно свидетельствует о формировании объективных условий для выявления универсального закона мирового развития как идейной оси исторического генезиса мироздания.

Всемирные параметры исторической необходимости были намечены в материале живой природы Ф.Энгельсом, увидевшим здесь действие закона постоянства ускорения биотической эволюции. «По отношению ко всей истории развития организмов, – констатирует он, – надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта». Эта закономерность с определенным уточнением ее параметров может быть экстраполирована на всю Вселенную. Такое уточнение мы выражаем в следующей формулировке: в историческом развитии мировой целостности действует закон циклического ускорения эволюционного процесса пропорционально двойному расстоянию по времени от исходного пункта.

Обозначеннный закон темпоральной динамики мировой целостности позволяет реконструировать прогрессию исторического процесса в ее ретроспективной направленности от настоящего к прошлому. Исходной мерой будет интервал времени в 1 век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции этап будет охватывать удвоенное время предшествующего. Сумма элементов данного числового ряда – 1, 2, 4, 8, 16, 32 – составит 6300 лет, указывая в итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V–IV тыс. до н. э. раннеклассовых цивилизаций Востока – Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6-го шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38300 лет будет соответствовать примерному возрасту «человека разумного», создавшего современную техногенную цивилизацию.

Повторим тот же цикл вычислений, но с иной единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6-го шага первого числового ряда (32000 лет): 32, 64, 128, 256, 512, 1024. Сумма этих величин обозначит отрезок мировой истории в 2016000 лет. Согласно данным современной антропологии, примерно 2 млн. лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «человека умелого». Если сложить полученный результат (2016000) с десятикратным увеличением 6-го шага данного числового ряда (10240000) и возрастом «социализированного человечества» (38000), то величина в 12294000 лет (12 млн 294 тыс) будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «Рамапитек», отделившего около 12 млн. лет назад представителей человеческого рода от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем «человека разумного».

Проделаем вновь тот же круг вычислений, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6-го шага предшествующего числового ряда (10240000лет): 10240000, 20480000, 40960000, 81920000, 163840000, 327680000. Сумма величин этого ряда (645120000 лет) указывает на эпоху кардинального преобразования видов живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложноорганизованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине (645120000) прибавить десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (3276800000 лет) и возраст человечества в его максимальных границах (12294000 лет), то интервал времени в 3934214000 лет определит в общих чертах длительность существования жизни на Земле (около 3,9 млрд. лет).

«Точные» попадания установленной циклической прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальный момент физического зарождения Вселенной. Проделаем еще раз тот же алгоритм вычислений, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6-го шага предшествующего числового ряда (3277000000 лет, т.е 3 млн 277 тыс): 3277000000, 6554000000, 13108000000, 26216000000, 52432000000, 104864000000. К сумме этих чисел (206451000000 лет, т.е. 206 млн 451 тыс) прибавим десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (1048640000000 лет, т.е. 1 трлн 48 млрд 640 млн) и возраст существования жизни на Земле (3934214000 лет, т.е. 3млрд 934 млн 214 тыс). В соответствии с эмпирической логикой мировой прогрессии физический возраст Вселенной составит интервал времени в 1259025214000(1,259·1012) лет (1 трлн 259 млрд лет), что на два порядка выше по сравнению с принятой ныне в теоретической физике величиной возраста Вселенной в 10–20 млрд. лет, совершенно не соответствующей системным параметрам эмпирически наблюдаемых зависимостей в историческом материале развития мировой целостности.

Главной причиной искажения наукой ХХ века истинных параметров длительности существования Вселенной является принцип постоянства скорости света в вакууме (С = 300000 км/сек), характеризующий особенности перемещения тел в мировом пространстве с геометрией прямых линий Эвклида и не соответствующий динамике тел в мире изогнутых линий гиперболической геометрии Лобачевского-Больяи и сферической геометрии Римана, в рамках которых тела движутся с ускорением. Современная физика, пытаясь описать движение тел в изогнутом пространстве Лобачевского-Римана на основе принципа постоянства скорости света, трактует динамические процессы как набор бесконечно малых линейных перемещений объектов, отступая тем самым от действительной природы физического пространства и искусственно достигая решения проблемы.

Для адекватного воспроизведения динамических процессов в физическом пространстве геометрии изогнутых линий следует заменить в описании физических процессов принцип постоянства скорости света в вакууме (С = 300000 км/сек) на принцип постоянства квадратичного ускорения светового сигнала (С = 300000 км/сек2). Применение этой новой постоянной при вычислении возраста Вселенной приводит к величине 1289000000000 (1,289·1012), т.е. 1 трлн 289 млрд лет. Наблюдаемое расхождение между теоретически установленной величиной возраста Вселенной (1,289·1012) и найденной эмпирическим путем величины в 1259025214000 (1,259·1012) вполне оправдано, так как в теоретическом вычислении мы постигаем процесс в его идеальных пределах, которые не реализуются полностью в эмпирической ситуации и потому не требуют всего объема теоретически необходимого времени.

На этом «эмпирически зримом» фоне общей протяженности мировой истории в 1 трлн 259 млрд лет возникает принципиальный вопрос: какова причина столь гигантского расхождения показаний науки ХХ века возраста Вселенной (10 — 20 млрд лет) с эмпирически выверенной величиной (1 трлн 259 млрд лет) в развитии содержательной динамики исторического процесса? Главной причиной данного расхождения стал некорректный выбор генерального объекта глобального замера времени физикой ХХ века. Наряду с таким глобальным объектом мировой реальности, как «солнечный День», выражающим действительность «солнечных систем», в космических просторах наблюдается еще более грандиозное явление, представленное в облике «космической Ночи», выражающей полноту реальности всего Космоса как единого целого безотносительно к звездным телам. Вот этот глобальный ФАКТ мировой реальности и не заметила «приземленная физика» ХХ века, ограниченная в своих глобальных замерах реальностью «светового Дня», узаконенного принципом постоянства скорости света. Грандиозный факт ТЕМНОТЫ «ночного Космоса» был упущен из вида: этот глобальный факт и должен быть положен в основание грядущей науки претворения «глобального разума» человечества. Сегодня наступает эпоха самоутверждения Глобального Разума человечества в освоении космических просторов.

Подтверждением достоверности установленной нами парадигмы темпоральной динамики мировой целостности служит соответствие ее соотношений основным историческим вехам цивилизационного развития человеческого сообщества. Что определяет качественные основы первого цикла установленного алгоритма мирового развития: 1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32 – 320? Эта последовательность обозначает продолжительность возрастных формаций в социально-производственном развитии человечества. Так, еще вполне дееспособный в современной реальности «индустриально-капиталистический» мир, рожденный в огне наполеоновских войн, живет 2 столетия (XIX–XX вв.), теряя историческую перспективу в первые десятилетия ХХI века. Предшествовавшее ему общество «просвещенного абсолютизма» просуществовало 4 столетия, определив социальный смысл исторических эпох Возрождения (XV–XVI вв.) и Просвещения (ХVII–ХVIII ст.). Средневековье, утвердившееся в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, растянулось на 8 веков (VII–XIV вв.). Античный мир, вскормленный эстетикой древнегреческой культуры, жил 16 столетий (X в. до н. э. – VI в. н. э.). Социальный уклад раннеклассовых цивилизаций эпохи бронзы (азиатский способ производства) просуществовал более 3-х тысячелетий (IV–II тыс. до н. э.), тогда как «первобытнообщинный строй» варварских времен Древности охватил 32 тысячелетия – от появления «человека разумного» (38000 лет назад) до зарождения ремесленного способа производства в ходе овладения тайнами изготовления металлических орудий (около 6000 лет назад)

Соответствие количественных показателей темпорального алгоритма мировой эволюции длительности формационных этапов социальной истории человечества позволяет сделать прогноз, что «постиндустриальная» эпоха народившегося глобально-информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век. В контексте наблюдаемого сжатия социально-исторической реальности в интервал нулевой длительности онтологическая структура времени теряет качественное единство, преемственность в организации общественной жизни и становится дискретной реальностью пересечения разнородных социальных сил, антиномического скрещения нравственных устремлений цивилизаций Юга и Севера, Запада и Востока. Дальнейшая динамика социальной истории человечества будет определяться потенциалом духовной свободы человека в претворении желанного будущего, способной не только к созиданию, но и разрушению бытия, способной разовать непрерывный ток мирового времени.

Какие же духовные перспективы кроются за «нулевым порогом» времени окончания нашего века? Для обоснованного ответа на этот вопрос необходимо установить главное содержание всей «человеческой эры» в исторической динамике мировой реальности. Историческая конфигурация коллективной жизни людей демонстрирует ее темпорально-динамическую определенность, выражающую логику духовно-нравственного прогресса человеческого рода в осуществлении своей созидательной свободы на основе восхождения общественного сознания от прошлого через настоящее к будущему. Эта логика представлена тремя глобальными эпохами истории человечества – Дикости, Цивилизации, Культуры, последовательно выражающими время духовно-нравственного освоения людьми прошлого, настоящего, будущего.

Первоначальным этапом было время усвоения «общих» начал коллективной жизни людей; затем наступает период накопления общественным сознанием на основе разделения труда «особенностей» частного опыта; потом утверждается время культуры «будущего» как эпохи формирования целостного, креативно-личностного понимания бытия в виде одухотворенной целостности, где индивидуально-личное восприятие действительности внутренне соединяется с коллективностью. «Итак, – констатирует Гегель, – всемирная история представляет собой ход принципа, содержание которого есть сознание свободы… первою ступенью является … погружение духа в естественность; вторая ступень – это выход из этого состояния и сознание своей свободы. Но этот первый отрыв (от естественности) не полон и частичен… Третьей ступенью является возвышение от этой еще частной свободы до ее чистой всеобщности, до самосознания и сознания собственного достоинства самой сущности духовности».

В истории человеческой Цивилизации, сменившей в развитии человечества эпоху полусознательной Дикости, также выделяют три основных этапа. Первоначально утверждается эпоха Древности (Варварства) как периода сознательно-подражательной стратегии поведения членов «первобытных» родоплеменных сообществ, обеспечивающей наследование их коллективного опыта от поколения к поколению. Далее настает эпоха Традиционного общества как периода «сознательно-консервативной» стратегии общественной жизни в условиях сословно-кастовой дифференциации населения. А потом приходит эпоха Инновационного социума как времени «сознательно-инновационной» стратегии общественной жизни в условиях стирания социально-классовых различий между гражданами и их сведения к количественным показателям возможностей потребления.

Подражательная стратегия жизни варварских племен Древности определялась присваивающим характером их хозяйства, ориентированным на природные процессы, и руководствовалась циклической моделью течения мирового времени. Циклический процесс полунатуральной жизни разрывается с переходом общества к классово-дифференцированному социальному строю, основанному на производственной специализации отдельных групп населения в реализации социальных функций, усложнение которых определяет постепенное возвышение общественного сознания людей от прошлого через настоящее к будущему.

Жизнь «традиционного общества» строится на основе противопоставления природным изменениям постоянства общественного уклада, неизменности его организационных канонов, представленных государственно-правовым регламентом стран «восточного деспотизма», «античного общества» и «средневекового». Культ «прошлого» сформировал нормативно-кастовую мораль раннеклассовых цивилизаций «азиатского способа производства», тогда как «настоящее» стало реальным истоком художественно-эстетического мировоззрения античного общества, а идеальный смысл «будущего» определил религиозное самосознание граждан средневекового социума: мораль, искусство и религия последовательно формируют самосознание традиционного общества, культивирующего чувственные основы общественного сознания.

Если на этапе «традиционного общества» главной задачей коллективного самосознания людей была консервация общепринятых норм массового поведения граждан, их обособления от влияния на них стихийных сил природы, то художественно-эстетическое восприятие действительности времен Возрождения XV−XVI вв. перенацеливает волю людей на овладение природными процессами, требует перестроения общества в целях достижения наибольшей власти над окружающей природой. На смену господства в организации общественной практики канонов религиозной веры приходит власть исследовательской мысли научного разума, который и оформляет современную инновационную эпоху развития человечества, утверждая человека «властелином» природы, перестраивающим ее подобно Богу «по своему образу и подобию».

В развитии «инновационного общества» вновь воспроизводится «временной цикл» прошлого-настоящего-будущего в качестве доминантных ориентиров общественной практики, но уже на основе не обыденного опыта, а концептуально-теоретических построений научно-философского интеллекта. Дух прошлого определил юридически-правовое мировоззрение буржуазно-дворянского общества «просвещенного абсолютизма» XVII−XVIII веков, связанного с особенностями механической дифференциации труда в мануфактурном производстве. Задачи настоящего сформировали партийно-политическое самосознание индустриального общества транснационального капитализма XIX−XX столетий, тогда как проблемы будущего становятся жизненным ориентиром научно-производственного сознания современного постиндустриального, информационного общества. Важнейшим условием эффективности хозяйственно-экономической деятельности людей в созидании будущего должна стать научная организация труда на основе обобществления главных средств производства. Таким образом, историческая логика инновационной стадии развития мирового сообщества реализуется на этапах «просвещенного Абсолютизма», «транснационального Капитализма» и «научного Социализма», культивирующих, соответственно, «правосознание», «политическое сознание» и «производственно-экономическое сознание».

Наступивший XXI век будет кульминационной фазой в цивилизационном развитии человечества, характеризующей его глобальную интеграцию и подготовку к переходу построения всемирного социума духовной Культуры людей как способа организации их совместной жизни на основе приоритетов разумно-конструктивного общения стран и народов, общественных классов и личностей. Идейная суть культуры отвергает насилие как инструмент социального управления, отрицает войну как средство разрешения социальных конфликтов и признает стратегию «Мир во всем мире» в качестве генеральной доктрины претворения будущего «одухотворенного социума».

Необходимость утверждения приоритетов «культуры» в социальной практике мирового сообщества определяется не только «доброй волей» людей, но также всем ходом развития природной целостности, получающей в исторической динамике «мирового времени» свое «осевое выражение», соединяя необходимой связью поступательного развития физическую реальность, живую природу и человеческое сообщество. Закономерная динамика мирового времени требует ныне от человечества перестроения общественной практики на основе идеальных, высших смыслов культуры, выражающих духовную суть человека.

Хранительницей этих высших смыслов всегда была религия, нацеленная на их нравственную связь с практической жизнью народных масс в созидании будущего. Но руководством современной общественной практики служит наука, нацеленная на установление законов объективного мира. Поэтому идейный союз религии и науки должен определить духовные очертания глобального социума. Концептуальным прообразом такого единения служит философия, творческая энергия которой устремлена к определению необходимых контуров мировой целостности. Именно философия как идейное средоточие Культуры должна утвердить творческую суть глобального будущего человечества.

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

 

+1
0
-1