Что делать и с чеЧто делать и с чего начать ? (В дополнение к размышлениям А.И. Субетто о научно-образовательном обществе)

В первый год последнего десятилетия ХХ века русский народ пережил величайшую национальную трагедию – распад своего великого государства. Оно строилось россиянами более тысячи лет, а разрушено было злым умыслом «предателей Русского дела» за несколько часов. Казалось, что все покончено с русским величием, что судьба окончательно отвернулась от русского люда и ему уже никогда не выбраться из исторической трясины, не сплотиться в общем деле созидания достойного будущего. Но возвращение в 2014 году в лоно российского государства вместе с Крымом древнего Херсонеса, православного первоучителя Русской земли, вновь одарило русских людей надеждами на свое духовное возрождение.

Однако этот путь духовного возрождения потребовал от россиян невосполнимых людских потерь, жертвоприношения на поле брани в схватке со своими украинскими братьями, отвергшими православную веру и святость братских уз, предавшими русское имя ради прелестей «сытой жизни» в «теплом хлеву» Западной цивилизации. Большего унижения для «вольного малоросского казачества», чем прислуживать за столом «западенского шляхетства», быть не может. Поэтому и поднялись «великороссы» на битву за братьев, за освобождение Украины от «панской неволи».

Но если Россия поднялась на борьбу во имя освобождения первопрестольного Киева от «ига чужеземцев» и восстановления Святой Православной веры на Киевских горах, то тем более это духовное очищение земли Русской должно охватить все российские просторы, коснуться сердца каждого русского человека. Вся Россия должна ныне духовно присягнуть на верность Русскому миру в борьбе  за правое дело.

Но к кому должна быть обращена эта новая клятва верности? Ведь сегодня у российского государства нет своего «одухотворенного лица», своей осознанной «национальной идеи», способной привлечь к себе миллионы последователей и ради которой не страшно идти на смерть. К сожалению, у постсоветского российского государства отсутствует национальная идеология, запрещенная статьей №13 Конституции РФ от Ельцина. Кому в таком случае должны россияне приносить присягу на верность? Если не российскому государству, то, наверное, «Русскому делу». В чем же тогда заключается коренной смысл «Русского дела»? Он состоит в искании Правды-Истины и служении ей.

Однако истина двоится в сознании людей на «субъективную» в религиозном восприятии прошлого и предметно «объективированную» в научном постижении настоящего. Поэтому идейный смысл русского дела заключен не только в православной вере, выражающей незыблемые традиции прошлого, но и в достижениях современной науки, нацеленных на освещение будущего человечества. Этот научный образ полноты объективной истины в осмыслении действительности получил на рубеже столетий свою систематическую разработку в отечественной научно-философской школе «ноосферизма». ««Ноосфера» – эта категория, – определяет Субетто А.И. как первопроходец данного направления в развертывании Русской ноосферной научной мысли, – которая выражает собой… и обозначает собой такой качественно новый уровень взаимодействия коллективного разума Человечества (общественного интеллекта) через систему мирового хозяйства (мировой экономики) с Биосферой и планетой Земля, который раскрывается именно как научное управление Социо-Биосферной, т.е. социоприродной, эволюцией (выделено нами — Л.Г.)» (А.И. Субетто, Научно-образовательное общество – основа стратегии развития России и новой образовательной политики // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28103, 06.10.2022).

Опираясь на идеи В.И. Вернадского как основоположника отечественной «ноосферной школы» в научно-философском постижении действительности, Субетто проектирует разумное будущее человечества в облике ноосферной социальной системы и рассматривает Россию как исторического лидера, «предиктора» в практическом претворении данной системы. «Россия, - полагает он, - входит в эпоху своего возрождения – духовного, культурного, научно-образовательного, экономического, – с одновременным её превращением в духовного лидера по спасению человечества от экологической гибели через его переход к ноосферному пути развития – к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества, ноосферного социализма и доминирующей роли в развитии Закона Кооперации» (А.И. Субетто. Указ. Соч.). Поступательная логика России в историческом развитии современного мирового сообщества предполагает, по мнению ученого,  завершающее ее движение от построения научно-образовательного общества к утверждению ноосферной социальной системы.

Продумывая основные параметры исторического прорыва России к ноосферному общественному устройству, Субетто указывает на три главных социальных признака в реализации «ноосферного проекта», определяющих утверждение научного самосознания в качестве разумной идеологии будущего всего человечества. Приведем в полном объеме рассуждение автора о социальных путях претворения ноосферного будущего. «В 2015 году, - сообщает он, - я опубликовал специальную монографию «Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке». Научно-образовательное общество – это общество, в котором выполняются 3-и важнейшие его характеристики:

Первое. Это общество, в котором соблюдается выше упомянутый мною Закон опережающего развития качества человека, качества образовательных (общественных педагогических) систем в обществе и качества общественного интеллекта;

Второе. Это общество, в котором образование выполняет функцию, в условиях появления интеллектоёмкой, наукоемкой и образованиеёмкой экономики, «базиса базиса» духовного и материального воспроизводства, а наука становится непосредственной производительной силой и «силой управления»;

Третье. Это общество, которое становится базисом становления ноосферного общества и управляемой социоприродной, и значит – ноосферной, эволюции, как единственной модели устойчивого развития России и человечества» (А.И. Субетто. Указ. Соч.).

            Выделим «ключевые слова» в этих трех характеристиках, что выявить среди них «наиболее простое» для исполнения, с которого и должна начаться реализация всего процесса духовного возрождения России. В первой характеристике, такой «ключевой» задачей является создание общества, «в котором соблюдается ... Закон опережающего развития качества человека, качества образовательных (общественных педагогических) систем (Л.Г.)». По моей оценке, это наиболее сложная задача, встречающая множество препятствий в виде субъективных «шатаний» свободной воли людей: думается, что данная задача может быть решена лишь «в конечном счете» по мере воспитания «ноосферного человека».

            Менее сложная задача обозначена во второй характеристике «научно-образовательного общества», «в котором образование выполняет функцию... «базиса базиса» духовного и материального воспроизводства, а наука становится непосредственной производительной силой и «силой управления» (Л.Г.)». Здесь субъективно-личные «возмущения» ослабевают и низводятся до уровня технологической изобретательности и «административного регулирования».

            Но самый простое требование, по крайней мере в рамках России, представлено третьим требованием, когда «научно-образовательное» общество «становится базисом становления ноосферного общества и управляемой социоприродной, и значит – ноосферной, эволюции (Л.Г.), как единственной модели устойчивого развития России». Здесь, по нашему мнению, в наибольшей мере выражен объективированный ракурс ноосферного проекта, его «обусловленность» научным измерением общих параметров мировой целостности, когда все зависит от степени соответствия концептуальной модели общим зависимостям мировой реальности. Поэтому именно с разработки научной модели мировой целостности и следует начинать реализацию проекта построения научно-образовательного общества как исторической предпосылки формирования «ноосферного общества».

            Среди современных перспективных моделей мировой целостности следует выбрать для проверки на объективную достоверность наиболее оригинальную по содержанию и наиболее доступную для эмпирической апробации систему. Обоим этим требованиям вполне удовлетворяет модель мировой целостности на основе постулата постоянства ускорения электро-магнитного сигнала величиной в 300000 км/сек2   (в квадрате). Этот постулат приводит к установлению возраста Вселенной в интервале длительности 1трлн 259-289 млрд лет, что заметно отличает полученные результаты от величин измерения прошлого века в интервале 10-20 мрд лет (Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16879, 10.10.2011) .

            Таким образом, первый, самый простой шаг в практической реализации ноосферного проекта, связанный с научным измерением мировой целостности, кажется, сделан. Остальные две задачи, выделенные А.И. Субетто, требуют значительных коллективных усилий.

 

            Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

+1
0
-1