Современная Россия в поисках будущего.

 

Главный недостаток постсоветского этапа жизни Российского социума состоит в отсутствии внятной, общегосударственной идеологии, способной нравственно связать граждан в созидании будущего, законодательно запрещенной пунктом №2 статьи №13 Конституции РФ от 1993 года. Общим итогом такого запрета на общероссийскую идеологию и стал отказ Украины от консолидации своей воли с невнятной идеологической системой Русского мира и уход в социальное пространство Западной цивилизации, направляемой культом «золотого тельца». Сегодня Россия пытается восстановить на Украине влияние Русского мира силовым путем посредством специальной военной операции по демилитаризации и денацификации украинского социума. Но какую идеологию способна Россия предложить украинскому народу, когда у нее самой нет никакой понятной концепции духовного союза граждан страны в претворении будущего?

До ХХ столетия духовной первоосновой для России служила христианско-православная мировоззренческая доктрина. Большевистская революция отвергла религиозные воззрения как заблуждения людских масс в понимании действительности. Советское общество утвердило в качестве идеологического руководства социальной практики «научное мировоззрение» и достигло в его разработке существенных результатов, реализовав индустриализацию страны и проведя успешную коллективизацию сельского хозяйства, разгромив фашистскую Европу и милитаристскую Японию, овладев ядерной энергией и обеспечив выход советского человека в Космос. Однако отказ руководства СССР от идеологии «созидания» в пользу идеологии «потребления» пробудил в 80-е годы эгоистические настроения среди граждан советского общества, когда основные социальные слои стремились не к объединению своих усилий в созидании будущего, а к соперничеству в присвоении общественных богатств, приведя страну в конечном счете к развалу.

Постсоветская эпоха российского общества, лишенная идейных ориентиров, стремится, в первую очередь, удержать Россию в кругу великих держав. Основным руководством в этой стратегии стало для страны укрепление своих военно-стратегических сил как гаранта безопасности от внешних угроз. Но СССР в свое время рухнул не в результате внешнего удара, а по причине внутреннего разложения социума. Эта опасность угрожает сегодня и России, свидетельством чего стал отказ Украины поддержать Россию в ее стремлении к проведению самостоятельной международной политики, независимой от воли США: сегодня в братском союзе с Россией осталась лишь Беларусь. Но для духовного укрепления русско-беларуского союза Россия должна предложить всему Русскому миру внятную и передовую идеологию, способную соединить граждан духовными узами, выражающую все идейное богатство ее тысячелетней истории и современной научной практики.

На первый взгляд кажется, что мы ставим перед собой совершенно неразрешимую задачу – соединить абсолютно противоположные взгляды, так как до ХХ столетия Россия исповедовала религиозно-православную доктрину, а при советской власти руководствовалась научно-атеистическим мировоззрением: однако такая несовместимость лишь иллюзия воинствующего атеизма советских времен, направляемого идеологией классовой борьбы с утверждением непримиримости социальных противоречий. Возможность согласования и примирения классовых интересов определяется их историческим характером, когда время стирает их антагонизм и утверждает возможность примирения. А что представляет собой историческая субстанция такого примирения?

Философ, отвечая на данный вопрос, указывает на Разум как предельную основу мировой целостности: разум является общим основанием как религизно-православного мировоззрения, так и научно-атеистического. Только первое утверждает универсальным основанием разумной полноты бытия абсолютные принципы религиозной веры, а второе ищет следы мирового разума в локальных конфигурациях чувственно зримой действительности. Необходимые очертания мировой реальности получают свое выражение в символических формах описания ее разумной конфигурации – математических, нацеленных на фиксацию внешних парамеров предметного бытия, и вербальных, представляющих внутренние основания организации мировой целостности в ее способности к саморазвитию.

Таким образом, Слово оказывается всеобщим орудием разума как в реализации научного мышления, так и в объективации религиозных воззрений. Максимально отчетливо эта вербальная организация мировой целостности представлена в первых пяти определениях Евангелия от Иоанна. «1. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. 2. Оно было в начале с Богом, 3. Все чрез Него возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло. 4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет людям. 5. И свет во тьме светит, и тьма его не объяла». Современное научно-философское понимание этой вербальной доктрины мировой целостности было мной представлено в концептуальной системе «онтологического символизма» (Л.А. Гореликов, Онтологический символизм как мировоззренческая парадигма глобального синтеза // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.18069, 13.06.2013). Следовательно, природа Слова должна стать в наступившем веке генеральным объектом и когнитивным руководством научно-философского познания глобальной целостности мировой реальности в ее разумных конфигурациях.

Руководствуясь этой вербально-символической парадигмой, мне удалось наметить новые контуры мировой целостности, представленные возрастом Вселенной в 1 трлн 259 млрд лет в отличие от величины в 10-20 млрд лет данных космологии прошлого века и распространением электро-магнитного сигнала с предельной величиной ускорения в 300000 км/сек2 (в квадрате) (См.: Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16879, 10.10.2011; Л.А. Гореликов, Возраст Вселенной в эмпирическом измерении мировой истории // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27402, 07.11.2021; Л.А. Гореликов, Глобальный Факт, не замеченный наукой ХХ века // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27361, 12.10.2021), а также признанием свастической, крестообразной организации звездных миров, вращающихся в соответствии с общей динамикой глобального космоса. Именно эта новая парадигма и должна стать в XXI веке идейным основанием научных исследований, направляя их к познанию мировой целостности. И чем быстрее отечественная наука обратится к разработке символических параметров мировой целостности, тем решительнее Россия утвердит свои приоритеты в глобальной политике.

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

+1
0
-1