Беларусь как нерастраченный интеллектуальный ресурс Русского мира в осмыслении глобального будущего

«Национальная идея опирается не только на этнографические и исторические основания, но прежде всего на религиозно-культурные, она основывается на религиозно-культурном мессианизме, в который с необходимостью отливается всякое сознательное национальное чувство».

Сергей Булгаков (Героизм и подвижничество)

 

Сегодня все мы живем в исторических условиях становления глобального социума, управляемого универсальными законами мировой целостности, когда соответствие общественной деятельности императивам объективной реальности служит залогом успешности практических усилий людей. В соответствии с этими объективным императивом социально-исторического процесса то национальное сообщество будет наиболее успешным в своем развитии, которое в максимальной степени будет учитывать в своей стратегии универсальные требования окружающей природной среды, постоянно углубляя свои научные знания о ее исторической динамике. Следовательно, наука становится главным наставником людских масс в исторических реалиях глобального социума, когда практика человечества оказывается все более научно выверенной деятельностью национальных общественных систем, выдвигая в социальные лидеры мирового сообщества научно наиболее зрелую из них: культ научного разума служит идейным символом глобальной эпохи в развитии человечества.

Сквозь призму этой установки следует оценить интеллектуальные способности Русского мира по реализации научной стратегии в утверждении своего достойного места в современном мировом сообществе. Такая оценка предполагает два ракурса осмысления действительности — внутренний и внешний, национальный и общемировой. Во внешнем измерении сегодняшней социальной реальности на роль мировых лидеров претендуют три главных социальных субъекта, представляющих в своем лице жизненные ресурсы трех цивилизационных систем — Запада, Востока и Севера.

Среди них наиболее убедительными на сегодняшний день выглядят претензии на роль «мирового лидера» действия США как генерального оформителя «свободного общества» Западной цивилизации, оказавшегося способным на рубеже 90-х годов прошлого века подорвать и обрушить мировое величие СССР, а ныне яростно стремящегося к единоличному господству в мире. Далее нужно признать не последнюю роль в современном социуме Китая как лидера Восточной цивилизации, обладающего более полутрамиллиардным населением с многотысячелетней духовной культурой, подкрепленной ныне современной военно-космической оборонительной системой глобального сдерживания, а также бурно растущей экономикой. И наконец, Россия как исторический лидер Северной цивилизации, достигший в развитии системы боевых средств стратегического паритета с военным арсеналом западных стран.

Все три указанных центра сил облают примерно равным научным потенциалом, обеспечивающим возможность их взаимного сдерживания в социальных претензиях противников на всемирную власть, но теряющих свою историческую устойчивость в случае возможного углубления внутренних противоречий и развития на их основе социальных и межнациональных конфликтов. В этой проекции наибольшей стабильностью обладает китайский социум, скрепленный апробированной социалистической идеологией, нацеленной на расширенное экономическое воспроизводство общественного богатства. Меньшей стабильностью обладает социально-политическая система США, стратегические усилия которой нацелены на разрешение внутренних противоречий за счет присвоения ресурсов чужих сообществ, то есть путем прямого военного насилия и разграбления богатств побежденных стран. Сегодня в качестве открытого противника США, то есть возможного источника новых для них поступлений, выступила Россия, вслед за возможным поражением которой в схватке с Западом наступит очередь и Китая. Это понимает и сам Китай, укрепляя договорные отношения с Россией.

Но исторический ветер очень переменчив в своих социальных веяниях и вчерашние друзья могут стать в следующий период кровными врагами, особенно в тех случаях, когда один из них явно зашатался. Поэтому спасти Россию от нежелательной участи оказаться очередным «социальным блюдом» на столе ненасытного заокеанского чудовища может лишь коренное превосходство российской науки как концептуальной основы оборонительной системы над общемировой. Наука служит ныне для России волшебной «палочкой-выручалочкой» в спасении страны от грозящей гибели. Чтобы избежать участи прежних противников США, Россия должна руководствоваться тщательно продуманной научной идеологией, четко контролирующей ход мировых процессов как за рубежом, так и внутри страны.

К сожалению, по сегодняшний день у России нет такой всенародно признанной, научно продуманной идеологии и россияне вынуждены оценивать ход событий в мире «задним числом», после их свершения, всецело полагаясь на мудрость «кремлевских вождей»: однако никто не застрахован от ошибок, в том числе и «вожди». Поэтому будет более надежным вариантом российской стратегии, когда страна узнает основной «идеологический вектор» своего развития и вполне осознанно начнет стремиться к его реализации. Россия должна пересмотреть пункты статьи №13 Конституции РФ о запрете государственной идеологии и открыто зафиксировать в законодательных основах, что идеология патриотизма служит определяющим нравственным стержнем достойного поведения гражданина страны.

Ныне Русский мир как внутренняя этнокультурная основа российского социума качественно неоднороден и представлен в основных компонентах особенностями духовных настроений Украины, самой России и солидарной с ней Беларуси. При оценке их научных потенциалов следует прежде всего оценить степень их суверенитета в реализации своей жизненной программы. В наименьшей степени такой суверенитет оказался присущим постсоветскому украинскому обществу, всецело ориентированному на ценности Западного мира и США как его социального лидера, обрекая себя в жертву ради его благоденствия. События на Украине за последние 8 лет стали первым актом пожирания заокеанским чудищем богатств Русского мира. Именно эта угроза уничтожения Русского мира, дополненная русофобией и экспансией на Украине откровенного нацизма, губительная для тысячелетней русской культуры на украинской земле, оказалась нестерпимой для России, понесшей в годы Великой Отечественной войны вместе с другими советскими народами миллионные жертвы ради достижения победы над европейским фашизмом. Специальная операция России по освобождению Украины от европейских наймитов фашистского разлива прервала на какое-то время завтрак заокеанского чудовища, но не лишила его желания полностью поглотить богатства Русского мира.

Таким образом, сама историческая действительность распределила основные исторические роли Русского мира в реалиях глобального социума, сделав Украину первой жертвой агрессивных устремлений Запада против русской цивилизации и возложив на Россию главную ответственность в деле практической защиты общерусского дома от внешней агрессии. Широта практических задач России в обустройстве Русского мира не оставляет ей времени и сил для поиска и проработки инновационных путей развития, которые и должны стать главной задачей белорусской науки, предоставляя гражданам Белоруссии возможность сконцентрировать свои усилия на разработке научно-познавательных ресурсов русского мира, на поиске и открытии новых путей в интеллектуальном освоении окружающей действительности.

Эти различия в приоритетных установках главных деятелей Русского мира вполне соответствуют их внутренним настроениям. Так, украинское самосознание полностью погружено в свою древнюю родословную, черпая оттуда надежды в обустройстве современной действительности, надеясь там обрести чудотворную силу для духовного возрождения. Отсюда проистекает повышенная экзальтированность украинцев в восприятии национальной проблематики. Великорусская народная масса пережила эпоху своего имперского величия во времена царского самодержавного правления, нацеленного на консервацию прошлого исторического опыта, а затем и период еще более грандиозного по земному замыслу реализации советского проекта построения общества научного коммунизма, всецело устремленного в «светлое будущее» человечества. В обоих случаях как при «консервации имперского прошлого», так и при «культе коммунистического будущего» великорусский народ не справился с грандиозными задачами и был вынужден умерить свой «практический пыл», подчинившись в итоге «требованиям сегодняшнего дня» и согласившись в 90-е годы прошлого века на стратегию следования в фарватере США как наиболее успешного в тот период государства.

Однако после военного погрома, учиненного силами западной коалиции в Югославии, уничтожения ими же Ирака и Ливии послеельцинское кремлевское руководство страны поняло, что нам не по пути с Западом, так как мы сами можем подвергнуться с его стороны агрессии. Кремль был вынужден далее надеяться только на себя в претворении своей политики и начал искать собственные пути дальнейшего развития страны в реалиях глобального социума. Но при этом Кремль взял на вооружение стратегию США в организации своих действий - отказался от долговременного, глобального проектирования будущего и сосредоточился на проблемах сегодняшнего дня по мере их вызревания и обострения. Наиболее эффективным способом разрешения наиболее острых, насущных социальных проблем, как свидетельствует богатый опыт США и быстрый результат разрешения нашего конфликта с Грузией, дает военная сила в устранении препятствий. Поэтому Кремль сконцентрировал свою политику вокруг обеспечения потребностей военно-технического характера по защите страны от внешней агрессии.

Однако такой путь мы уже проходили в бытность СССР, который был свое время мощнейшей военной силой, что не спасло его от внутреннего разложения правящей элиты, соблазнившейся прелестями западного «образа жизни». Для того, чтобы этого не произошло с Россией повторно, необходима разработка долговременной, «перспективной» научной идеологии, способной «заглянуть в будущее». Сегодня перед Россией вновь возникла глобальная задача спроектировать жизнеспособный образ гуманистического будущего всего мирового сообщества, чего крайне не хватает российскому народу, не знающему общей цели наших практических усилий, не ведающему о том, куда его ведут кремлевские вожди? У России нет сегодня общего проекта глобального будущего человечества, что совершенно не соответствует глобальным потребностям мирового сообщества: россиянам очень надоело топтаться на месте, что вполне устраивает США с их стратегией пожирания ослабевших от «топтания» соседей. Кто же способен в Русском мире осуществить интеллектуальный прорыв в осмыслении жизнеспособных контуров будущего человечества?

Если российский многонациональный и многофункциональный социум есть практическое тело российской цивилизации, главной задачей которого является достижение согласованной стабильности в воспроизводстве новых поколений россиян, то нравственно сплоченным мозговым центром этого организма должно стать белорусское, «чисто русское» общество, всецело настроенное на поиск новых путей в будущее. Только продуктивное функционирование белорусской научно-исследовательской мысли сможет обеспечить качественный прорыв отечественной науки в познании мировой целостности и этим радикально устранить смертельную угрозу со стороны западной цивилизации для будущего всего русского мира.

Важнейшие направления этого прорыва уже намечены передовой научно-философской мыслью в обнаружении постоянства ускорения хода мирового времени, в признаниикриволинейной, вращательной организации мирового пространства и постоянства ускорения электромагнитного сигнала с предельной величиной в 300000 км/сек2 (в квадрате) (Л.А. Гореликов, Принцип постоянства ускорения электро-магнитного сигнала как концептуальный ключ к формированию целостной научной картины мира // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27661, 26.02.2022 ). Началом этого прорыва стало выявление по темпоральной зависимости возраста Вселенной величиной в 1 трлн 259 млрд лет (Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16879, 10.10.2011 ).

Главная беда российской науки в освоении перспективных направлений исследования заключается в замалчивании революционных открытий, ставящих под сомнение научный престиж ее академического руководства. В этом плане исследовательская мысль Белорусской науки обладает меньшими социальными преградами и вполне способна осуществить революционный прорыв в освоении глобальных пластов мировой целостности. Если самосознание украинского общества питается духом прошлого, наследием древней Руси, а практический разум великорусского народа, отказавшегося от имперских замыслов царский и советской России, руководствуется ныне насущными проблемами сегодняшнего дня, то интеллектуальный порыв белорусского народа устремлен в будущее, к откровениям завтрашнего дня в обустройстве будущего. Я верую, что белорусская наука займет лидерские позиции в развитии глобального научного мировоззрения XXI века.

 

Гореликов Л.А. – д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

 

+1
0
-1