Генеральный проект Русского этноса в пространстве глобального социума

«Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества, а не препятствие на его пути»

(Бердяев Н.А. Национальность и человечество.)

 

Историческое пространство коллективной жизни людей раскрывается в начале ХХI века как глобальный социум, управляемый всемирными закономерностями. Наглядным подтверждением глобального характера современного социума стала пандемия КОРОНАВИРУСА, охватившая смертельным недугом все мировое сообщество, не замечая его этнокультурных и социально-классовых различий и угрожая гибелью всему человечеству. Главная надежда человеческого сообщества на обуздание пандемии связана с прогрессом науки, нацеленной на познание всеобщих законов объективной реальности, управляющих ходом мировой истории.

Характер научного познания определяется актуальными проблемами общественной жизни как выражением назревшей объективной необходимости в развертывании социально-исторического процесса. Осуществление глобального будущего человечества предполагает полноту участия в социальной практике духовных сил общества. Однако следует быть реалистом и видеть внутреннюю антиномичность духовных потенциалов общественной жизни, способных и к конструктивному объединению практических способностей людей, и к разобщению их жизненных интересов в антагонизме коллективных действий, во взаимном противоборстве социальных интересов. В этом плане надо признать, что конечное будущее глобального социума представлено двумя альтернативными проектами — вечного мира и беспощадной войны, финалом которой будет гибель человечества.

На фоне такой перспективы каждое современное национально-государственное объединение людей должно с максимальной осторожностью осуществлять практические шаги в претворении будущего, соизмеряя их результаты с общим запросом человечества в достижении вечного мира. Спасение мирового сообщества от гибельного финала является главной задачей всех современных лидеров социально-исторического прогресса. Какие же конструктивные перспективы можно наметить в практических устремлениях российского социума как одного из главных участников современной исторической драмы человечества? Эти перспективы должны выразить, прежде всего, максимальный объем внутренних, духовных потенциалов российского общества, генеральным средоточием которых, согласно реалиям исторической действительности, выступает русский этнос. Лишь полнота в развертывании творческих сил русского этноса способна проложить российскому социуму путь в «светлое будущее», минуя смертельные ловушки нашей эпохи. Поэтому генеральной целью современного руководства российским обществом в реалиях глобального социума должно стать максимально продуманное объединение конструктивных способностей русского этноса: эта цель диктуется не субъективными предпочтениями российского государственного разума, а объективными обстоятельствами окружающей социальной среды.

Этническое сообщество представляет собой максимально широкое личностное пространство кровно-родственных отношений людей на основе их элементарных семейно-родовых связей. Если семья служит исходной, «натурально-родовой» ячейкой формирования человеческого сообщества, обусловленной природно-чувственными склонностями индивидуальных особей, то государство служит его всеобщим «разумно-социальным» завершением. В ХХ столетии в бытность Советского Союза большинство народов бывшей Российской империи обрели свои формы реализации национально-государственной автономии как выражения созидательных потенциалов их коллективного разума. Сегодня пришло время, когда свою автономную государственность должен утвердить в пространстве российского социума русский этнос. Так как коллективный разум в жизнедеятельности общества представлен органами государственной власти, то возникает актуальная необходимость учреждения в областях российского социума, не занятых автономиями иных народов, "Русской Автономной Республики", способной как духовный стержень скрепить российские земли от Сахалина и Камчатки до Крыма и Калининградской области. Таким образом, выражением полноты созидательных способностей русского народа должно стать формирование в реалиях российского социума особой Русской автономной республики, которая и должна стать генеральным проектом совместных усилий русских народных масс.

Насколько намеченный проект соответствует историческим обстоятельствам социальной действительности? Эти обстоятельства, согласно современной глобальной парадигме в осмыслении социальной реальности, должны выражать всемирную динамику общественного прогресса. Если «семья» и «этнос» обозначают природные начала развития человеческих сообществ, то их всемирные социально-исторические контуры определяются взаимодействием «цивилизаций», раскрывающим духовные особенности жизнедеятельности максимально широких объединений людей на фоне их природного окружения. Цивилизации представляют собой наиболее общий способ организации жизни людских масс, обусловленный их взаимодействием с особенностями природной среды своего обитания и приоритетным влиянием духовных установок людей в стремлении к желанному будущему.

Историческое развитие мировых цивилизаций представляет собой процесс последовательного смещения ведущих центров гражданской консолидации общественных масс от наиболее благодатных для освоения территорий к наиболее трудным для практического преобразования. В соответствии с данной логикой исторического прогресса мирового сообщества общая его динамика охватывает 4 качественно различных этапа. Это, во-первых, начальная стадия расцвета под влиянием теплого климата «южной» цивилизации с последующей эпохой освоения людскими массами пространственной шири земель «восточной цивилизации». На третьем этапе наблюдается опережающее развитие «западной» цивилизации, основанной в силу геологической раздробленности ее территорий на принципах «индивидуализма» и «конкуренции» людей в погоне за жизненными благами с дальнейшим переходом к освоению наиболее трудных, северных территорий как исторического этапа становления «северной цивилизации», нацеленной на подготовку человечества для выхода в «космическое пространство».

Если на первых двух стадиях природная среда «помогала» выживанию человечества, то на двух заключительных этапах его земного развития она «затрудняет» жизнедеятельность людей, требуя от них целенаправленных усилий «личной воли» и изобретательности «индивидуального разума» в освоении природного окружения. Следовательно, историческая динамика общественного прогресса выражается в общей последовательности императивов социальной деятельности, представленной смещениями установок коллективного разума от следования принципу «тождества» различий к признанию их «единства», взаимного согласия с дальнейшим утверждением «борьбы» противоположностей и заключительным требованием творческого преображения действительности как главного направления в духовном развитии человечества. Народы Северной цивилизации, политически организованные в социальном пространстве российского государства, были вынуждены суровостью окружающей природы к религиозному освящению традиций коллективистского образа жизни, нацеленному на взаимопомощь людей в борьбе с природной стихией, и постепенному освобождению от природной зависимости конструктивной мощью научного познания.

Таким образом, «приземленная логика» исторического развития человеческого сообщества раскрывается в последовательной смене лидеров общественного прогресса как движения от направляющей воли «южной цивилизации» к последующему усилению роли «восточной» с дальнейшим возвышением «западной» и к завершающему земную историю человечества расцвету «северной» цивилизации. Общая линия исторического развития мирового сообщества в освоении целостности природного окружения демонстрирует углубление потенциалов «разума» в научном постижении объективной реальности. Основным инструментом рационального познания объективного мира служит национальный язык как «символический ключ» в познании мироздания, как одухотворенная реконструкция целостной организации совместных действий людей в претворении будущего, посредством которой они «осваивают» окружающую действительность в ее необходимых зависимостях, в ее «разумном единстве». Законы языковой конфигурации мировой реальности должны представлять предельные основания разумной полноты бытия, утверждая идеологию «онтологического символизма» мировоззренческим руководством целостного научно-философского познания.

Внешним свидетельством самоутверждения России в качестве нравственного лидера Северной цивилизации в организации глобального социума должно стать государственно-правовое объединение РФ с республикой Беларусь как духовно родственных социальных организмов, выражающих «истинную полноту» русского духа с отстранением «украинского потенциалов» общественного сознания как «малоросских», слишком «шатких» оснований для плодотворной организации общественной практики. Поэтому для ослабления «европейской солидарности» в борьбе с «российской угрозой» Украина отправляется в Западное сообщество. Однако само по себе это государственное объединение России и республики Беларусь без должной консолидации практических усилий русских народных масс в рамках Русской автономной республики не обеспечит нужного подъема творческих сил российского социума, его качественного преображения: такие виды «смешения» русских масс с представителями иных народов мы видели и в рамках Российской империи, и в годы Советской власти, и в современной России. Если объединение республики Беларусь и РФ кладет начало самоутверждения Северной цивилизации в качестве нового лидера исторического прогресса мирового сообщества, то качественным завершением наступающего «северного этапа» будет развитие Русской автономной республики. Сегодня становится необходимым «качественное преображение» Русской воли, достижимое лишь на путях ее культивирования как «русского государственного разума», организационной основой которого и должно стать учреждение Русской автономной республики.

 

Гореликов Л.А. – д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

 

+1
0
-1