На пути к духовному самоопределению «евразийских народов» в утверждении достойного будущего: исходные ориентиры

(«взгляд со стороны» на концептуальный проект Нурлана Амрекулова: письмо 1)

 

Современный этап развития человечества определяется научным разумом как эпоха глобализации мирового сообщества, все яснее представляющего свое будущее на основе генерализации законов общественного развития. Эта тенденция законодательной консолидации исторической жизни человеческого сообщества находит свое концептуальное выражение и в логике действий постсоветских республик, выбирающих собственный путь в созидании будущего, согласуя свои практические стратегии с духовным опытом родственных этнокультурных миров и намечая совместными усилиями границы общего «цивилизационного пространства», социальным ядром которого становится «Евразийская цивилизация». В русле действительной реализации «Евразийского проекта» представители научно-философских кругов постсоветских государств должны убедить своих соотечественников в разумности такой «цивилизационной интеграции» и потому обязаны представить им для обсуждения и осмысления глобальные картины мировой реальности, смоделировать универсальные ориентиры исторического развития человечества, способные указать евразийским народам максимально верные, идеальные ориентиры в претворении достойного будущего.

Сегодня для большинства российских граждан стало вполне очевидным, что «либеральное» равнение Кремля на Запад ведет к обнищанию основной массы населения страны и общей деградации ее социальных институтов, побуждая интеллектуальные слои общества к интенсивному поиску «перспективных» направлений общественного развития. «Российские же теоретики антилиберального толка, - констатирует Андрей Девятов, - находятся в плену идей старой эпохи. Где левое – красное – крыло представляет «коллега Кургинян» с проектом "СССР-2.0». А правое – белое – крыло (с подачи Дугина А.Г.) представляет «соратник Проханов» с проектом «Пятая Империя – Третий Рим». И лишь рожденная в России свежая доктрина небополитики говорит о космических основаниях проекта «Большая Евразия – Третья Орда» (цвет пурпурный) как о троичной гармонии суши моря и неба новой эпохи» (А.П.Девятов. ЕЩЁ РАЗ О КИТАЕ, О НЕБОПОЛИТИКЕ И ОБ ОШИБКАХ СОРАТНИКА ПРОХАНОВА И КОЛЛЕГИ КУРГИНЯНА // МРЦ: 18.09.2019 / https://www.razumei.ru/lib/article/4198/esche-raz-o-kitae-o-nebopolitike-i-ob-oshibkah-soratnika-prohanova-i-kollegi-kurginyana). Преодоление в жизни постсоветской России социально-политического раскола общества на «правых» и «левых», устранение идейного конфликта патриотических сил в проектировании «имперского» или «коммунистического» будущего страны, а также утверждение нового идейного направления в развитии «евразийского мировоззрения» намечено разработкой научно-философской концепции «онтологического символизма», провозгласившей этнокультурным основанием «советско-российского социума» особенности «северной цивилизации» (Л.А. Гореликов, Идейные начала современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции «онтологического символизма» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22199, 16.06.2016 // http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011653.htm; Л.А. Гореликов, Принцип «целостности» как генеральный императив научно-философского познания глобального социума // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22417, 20.08.2016 // http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011684.htm).

К процессу «цивилизационного самоопределения» постсоветского социально-исторического пространства активно подключатся жители «восточных», «центрально-азиатских регионов» бывшего СССР: так, свое прочтение идеологии «евразийства предлагает руководству России и ее интеллектуальному сообществу представитель казахской научно-философской культуры Нурлан Амрекулов (см.: Нурлан Амрекулов, «Разговор с товарищем Путиным». Письмо № 14 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.21859, 05.03.2016; Нурлан Амрекулов, Новый русский миропорядок от потомка Чингисхана // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.23362, 13.05.2017; Нурлан Амрекулов, Глобальный проект для россиян и постсоветских народов. Письмо-1 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.25743, 19.09.2019; Нурлан Амрекулов, Логика развития всемирной истории. Письмо 2 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.25757, 23.09.2019). Прежде всего следует отметить субъективно-нравственную установку автора на современное «осмысление» социально-политического проекта Чингизхана по созданию великодержавного союза евразийских народов «от моря до моря»: «Тэнгрианская империя Чингисхана 2.0. - основа возрождения и воссоединения постсоветских евразийских народов на современной планетарной экогуманистической основе» (Письмо-1). Поддерживая в целом эту патриотическую позицию, мы сразу же отмечаем принципиальную ненадежность ее концептуального обоснования в исследовании уважаемого коллегии, вызванную абсолютизацией гегелевской методологии в качестве «универсального ключа» к постижению всех тайн мироздания. «Предлагаемая здесь новая планетарно-биосферная доктрина человечества или новое мировое тэнгрианское коммунистическое учение, – обозначает автор «идейную логику» своего проекта, – базируется на всей совокупности научных открытий и достижений, и прежде всего - на "теории развития всего" - диалектической логике Гегеля - этого до сих пор по настоящему не понятого "гения всех времен и народов". Он ввел новый метод (критерий) доказательства истинности любой теории, претендующую на абсолютную Истину» (Письмо-1).

Однако для того, чтобы продуктивно пользоваться «диалектической методологией» в познании современной исторической реальности, надо быть или «Господом Богом» (Мировым Разумом), или же, по крайней мере, самим Гегелем с креативными ресурсами его своеобразного мышления. Поэтому Маркс вполне справедливо указал на необходимость дополнения и коррекции абстрактного хода мыслей «диалектической логики» германского гения объективным ходом вещей «предметного окружения» объективной реальности. Если традиционный марксизм признает «железную необходимость» экономического фактора в развитии человеческого сообщества, то русская «мировоззренческая традиция» апеллирует к Слову как последнему основанию разумной целостности бытия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн: I–1). В этом обращении к Слову как последнему разумному основанию в реализации глобальных параметров общественной практики и состоит мое принципиальное разногласие с концептуальной позицией Нурлана Амрекулова: но попробуем разобраться в деталях…

 

+1
0
-1