(Морозова) Семья и формирование смысложизненных ориентаций личности
И. И. Морозова,к. филол. н., доцент,старший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси
Осмысление специфики формирования смысложизненных ориентаций личности в современных рискогенных условиях определяется тем фактом, что на современном этапе развития общества остро стоит вопрос о необходимости формирования рациональных оснований адекватных ориентаций в современном противоречивом, непредсказуемом и быстро меняющемся мире, нового понимания смысла жизни человека и его реального достоинства, объективной необходимости формирования у индивидов способностей к самоорганизации и реагированию в современной рискогенной реальности, осознавая наличие различных псевдосмыслов, дезориентаций и фальсификаций, которые могут привести к серьезным трансформациям в личной и социальной сферах.
Смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [1, с. 102].
Смысл жизни постигается в философии, в обыденном сознании, в формах искусства, мифологии, религии, через социальную и профессиональную практику. При этом, важно учитывать, что «необходимым условием и определяющим фактором развития личности выступает ее жизнедеятельность как специфическая форма взаимодействия человека с социумом, как воспроизводство своей жизни путем включения в социальные процессы» [1, с. 402].
При всем многообразии существующих психотипов современной личности важно выделить наличие двух основных типов для понимания специфики формирования смысложизненных ориентаций индивида: 1) «естественного человека» – пассивного, управляемого, предсказуемого; 2) «рефлексивного человека», выступающего субъектом собственной активности, способного критически осмысливать происходящее вокруг. Естественно, что реально противостоять существующим рискам могут только представители второго типа личности, да и то не всегда, учитывая степень развития современных цифровых технологий. При этом еще продолжаются социальные изменения, вызывающие определенный психологический дискомфорт у «рефлексивного человека», подтверждая мысль Л. Г. Титаренко об отсутствии гармоничности в данном типе личности на этапе затянувшейся трансформации, поскольку сама социальная реальность негармонична: в ней продолжаются структурные перестройки, создаются новые и разрушаются старые социальные институты, меняются идеологические концепции. В таком обществе удобнее всего демонстрировать внешний конформизм, «поступаться принципами» ради выживания или создания для себя более или менее комфортных условий существования» [2, с. 62–63].
На формирование смысложизненных ориентаций личности оказывают влияние образовательные системы, окружение, художественная литература, искусство, СМИ и, конечно, семья, которая является одним из главных фактором становления личности и формирования ее мировоззрения. Общеизвестно, что в начальный период становления личности именно семья формирует определенную структуру социальных и личностных качеств, определяющих будущую активность человека, а это, в свою очередь, влияет на состояние существенных характеристик социального пространства, в котором функционируют носители ценностных установок.
Процесс формирования смысложизненных ориентаций достаточно сложный и длительный, это процесс серьезной внутренней работы человека. С точки зрения исследователей, наиболее сензитивным периодом жизненного самоопределения принято считать юношеский, когда происходит осознание себя, своего «Я», прояснение временной перспективы будущего, определение жизненных и профессиональных планов. В настоящее время перед молодыми людьми стоит задача самостоятельного построения системы норм, ценностей и смысловых установок. «В связи с этим процесс интериоризации культурных смыслов оказывается подверженным случайным влияниям и отличается непредсказуемостью и стихийностью» [3].
И в такой непростой ситуации огромная роль возлагается именно на семью в плане воздействия на сознание собственных детей. Но сокращение свободного времени резко уменьшает объем и насыщенность семейного общения, а совместно проводимое время является необходимым условием духовного единства и сплоченности семьи. При дефиците времени и загруженности родителей ребенок, вне зависимости от возраста, чаще всего остается предоставленным самому себе и самостоятельно вырабатывает свои ценностные ориентиры и идеалы, превращаясь в человека бессубъектного, последовательно и настойчиво подчиняясь воздействию декларативных фальшивых моделей и схем человеческого существования, асоциальных ценностей и норм. Через Интернет очень просто, доступно и легко пропагандировать различного рода деструкции, навязчиво коверкая, искажая истинные жизненные ориентиры человека, тем более, что на вопрос «о становлении смысла жизни» влияние средств массовой информации подчеркнули 15,8% молодых респондентов [4]. Это совсем немалая цифра в количественном отношении, а влияние СМИ может носить двойственный характер, постоянно усиливая свое негативное воздействие, манипулируя сознанием молодых людей (и не только молодых), относящихся к психотипу «естественного человека» – пассивного, управляемого, предсказуемого.
Так, относительно недавно вошла в моду молодежная забава «Вписка» («Флэт»), «флэт» (от английского «flat» – квартира) – молодежное название вечеринки, тусовки на квартире, подобное времяпрепровождение стало типичным для современной молодежи. «Вписка» на сленге – приглашение весело провести время в шумной компании на чьей-то квартире, устраиваемая абсолютно незнакомыми людьми, найденными чаще всего в группах в социальных сетях. Минус такого времяпровождения – алкоголь, случайные половые связи, наркотики. Уровень «проблемности» вписки и флэта зависит от людей, которые там собираются. Впиской могут быть как дружеские посиделки с чаем и настольными играми, так и набитая до отказа незнакомцами квартира с алкоголем и запрещенными веществами. Нередко подобные вечеринки заканчиваются вызовом милиции, ведь там, где есть алкоголь и отсутствует контроль родителей, совершаются правонарушения и преступления [5]. При этом во многих случаях происходящие мероприятия транслируются в мессенджерах сети Интернет, демонстрируя непристойное и аморальное поведение. Все это ведет к дегуманизации традиционных ценностей и норм, к девальвации нравственности и моральному вырождению.
Подобного рода развлечения свидетельствую не только о наличии нравственных аберраций у современной молодежи, искажающих смысложизненные ориентации человека, но и серьезных нравственно-психологических проблемах семьи и социальной безответственности человека в системе межличностных отношений.
Одной из существенных причин ослабления семьи является изменение моральной компоненты ценностных ориентаций современного супружества. В брачных взаимоотношениях стали исчезать такие нравственные понятия, как мораль, долг, ответственность и т. д., что находит свое подтверждение в данных проведенного в Беларуси в 2011 году 6-ой волны Международного исследования ценностей (WVS). С одной стороны, в основе воспитательной модели белорусов лежат традиционные качества, отражающие специфику национального самосознания, сохраняющие свою устойчивость в разных социальных слоях общества. С другой стороны, существует серьезная разница в восприятии наиболее значимых ценностей воспитания между представителями старшей и младшей возрастных групп. Молодежь реже считает необходимым формировать у детей трудолюбие, патриотизм, уважение к родителям, ответственность и чувство долга, а более важными качествами считает целеустремленность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, стремление к знаниям и образованию, способность адаптации к различным ситуациям [6].
Примечателен и тот факт, что с 1990 года категория «честность» исключена из списка качеств WVS, поскольку якобы является слишком «конформистским» и не актуальным для современности понятием, однако в воспитательных приоритетах белорусов оно продолжает играть важную роль [6]. Если категорию честности устранить из системы ценностей человека, то формирование смысложизненных ориентиров приобретет негативный ракурс, а становление личностной зрелости будет весьма затруднительно, поскольку личностная зрелость – это, прежде всего, нравственная ответственность, которую субъект берет на себя не только за свою жизнь и поступки, но и за жизнь окружающих людей («ближних» и «дальних»). Ответственность и ее субъектный характер проявляется в том, что она освобождена от контроля социума, она добровольна, глубоко личностна. [7, с. 62].
Здесь уместно напомнить, что при анализе смысла жизни В. Франкл пришел к очень важному выводу о том, что его сущность определяет совесть, своеобразный «смысловой орган», «высший судья»; именно она помогает человеку найти смысл [8]. Категории честности и совести находятся в одном нравственном смысловом ряду, всегда сохраняющими свою актуальность и непреходящую значимость для человека, который может считать себя свободным, если в своей жизни и в своих поступках руководствуется тем смыслом и теми ценностями, которые не поддаются давлению ни жизненных обстоятельств, ни окружения. Судьбы отдельных индивидов зависят от их понимания смысла жизни. Жизнь человека обретает объективную ценность, когда он в своей практической деятельности реализует социально необходимое и тем самым перестает быть чем-то случайным в жизни. [9, с. 83].
Социологические исследования показывают, что одни и те же действия могут быть пронизаны разным смыслом. Поэтому в определении смысла жизни нужно исходить не только из теоретических построений, но и из реальной действительности, социальных практик, ибо только из них можно извлечь то, что направляет сознание и поведение людей [1, с. 10]. И здесь есть свои «подводные камни», способствующие определенной дезориентации человека, особенно представителей молодого поколения. Например, в семье очень часто родителями навязываются смысложизненные ориентации, нацеленные в первую очередь на достижение успеха любой ценой, карьерного роста, материального благополучия (утилитаризм и прагматизм), не учитывая при этом специфики характера ребенка, его интеллектуальных способностей и психологических особенностей, наличие дарований и т. д. Здесь необходимо иметь в виду, что ложное понимание ценностей жизни ведет к искажению личности. Процесс формирования все более многообразных потребностей и средств их удовлетворения предстает перед индивидом как специфический мир соблазнов. «Эта потребительская ориентация самосознания возникает на реальной основе необходимости для каждого человека удовлетворить свои реальные потребности. Но как самоцель, как принцип бытия она может порождать серьезные отрицательные последствия для самой личности, вести ее к деградации и саморазрушению» [9, с. 85].
Семейные установки могут вступать в серьезные противоречия с ориентациями образовательных учреждений и это следует иметь в виду профессионалам, учитывая то сложное психологическое состояние, в котором может оказаться объект такого двустороннего воздействия. Смысл жизни должен быть определен самим человеком, рекомендации им могут быть учтены и осмыслены, а правильный нравственный выбор поступка определяет судьбу человека. Для минимизации существующих рисков, связанных с тем фактом, что семейные установки могут вступать в серьезные противоречия с ориентациями образовательных учреждений, необходимо предпринять следующее.
В учреждениях образования при осуществлении воспитательного процесса и преподавания дисциплин гуманитарного профиля необходимо усилить акцент на актуализации смысложизненных ориентаций личности, принимая во внимание специфику современных социальных рисков и угроз.
Преподавателям, классным руководителям, социальным педагогам и психологам в своей профессиональной деятельности при осуществлении концептуальных методологий по формированию смысложизненных ориентаций учащихся и студентов необходимо учитывать существующие факты несовпадения (а в некоторых случаях резкого противопоставления) с установками их семей. Поэтому весьма востребованным является дифференцированный подход в работе с молодежью, учитывая как личностные особенности каждого представителя молодого поколения, так и специфику эмоционально-психологической и мировоззренческой атмосферы семьи, в которой они находятся и формируются.
Современные исследователи неоднократно подчеркивали возрастающую роль эффективного взаимодействия школьных психологов и педагогов с родителями учащихся с целью повышения педагогической компетентности родителей, усиления воспитательного потенциала семьи [10].
Необходимо учитывать, что современные cмысложизненные ориентации представляют собой динамическую проекцию смысложизненных концепций личности на конкретные условия ее повседневной жизни [11, с. 3]. Поэтому важнейшей предпосылкой успешной самореализации молодежи в будущем является согласованная, непротиворечивая система смысложизненных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов [3].
Так, социологические исследования свидетельствуют о том, что лидером среди ответов на вопрос о смысле жизни у молодых респондентов стало «саморазвитие», (при этом, ценность саморазвития вошла в тройку наиболее важных ценностей) [12]. Кроме того, определяющим ценностным фактором является направленность жизни, что подтверждает положение о том, что в юности смысл жизни дает ясное понимание того направления, с помощью которого человек в дальнейшем будет выбирать свои жизненные приоритеты. При этом показатели смысложизненных ориентаций свидетельствуют о том, что юноши и девушки живут, прежде всего, настоящим и прошлым, вследствие чего неточно определяют для себя конкретные будущие цели, что является опасным фактором в формировании смысложизненных ориентаций [12].
Наличие смысла жизни является ведущим критерием сформированности личности, показателем того, насколько человек готов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, смысл жизни – это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления. Поиск и обретение смысла жизни – это длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека, смысл жизни более глубокий и «невыразимый» феномен самосознания личности, а «число индивидуальных различий бесконечно и в своем пределе ведет к утверждению неповторимости каждого» [13, с. 266].
Литература и источники
1. Карпинский, К. В. Неконгруэнтный смысл жизни и смысложизненный кризис в развитии личности // Актуальные проблемы психологии личности. – Гродно, 2012. – Ч. 2. – С. 101–147.
2. Титаренко, Л. Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект / Л. Г. Титаренко. – Минск : БГУ, 2004. – 205 с.
3. Гончар, С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2495/. – Дата доступа : 18.03.22.
4. Бугаёва, Д. Л. Проблема смысла жизни в мировоззрении современного студента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/112604/891.pdf?sequence=1&isAllowed=y. – Дата доступа : 12.07.2023.
5. На Гомельщине организатор “вписки” со школьницами убегал от разъярённых родителей по балконам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://progomel.by/society/sex/2023/08/921556.html. – Дата доступа : 17.09.23.
6. Международное исследование ценностей (WVS) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp. – Дата доступа : 27.08.20.
7. Абульханова, К. А. Личность как субъект жизненного пути / К. А Абульханова // Время как фактор изменений личности: Сб. науч. тр. – Минск, 2003. – С. 24 – 66.
8. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
9. Скворцов, Л. В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия / Л. В. Скворцов. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.
10. Психологическая игра-акция «Социологический опрос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vitgtk.belstu.by/2020/11/05/soc-opros-rezult/. – Дата доступа : 18.09.23.
11. Цветкова, Н. А. Роль семьи в формировании смысложизненных ориентаций молодежи // Н. А. Цветкова, О. Е. Кондратюк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://izron.ru/articles/o-nekotorykh-voprosakh-i-problemakh-psikhologii-i-pedagogiki-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam mezh/sektsiya-19-pedagogicheskaya-psikhologiya-spetsialnost-19-00-07/rol-semi-v-formirovanii-smyslozhiznennykh-orientatsiy-molodezhi/. – Дата доступа : 12.07.23.
12. Пашукова, Т. И. Формирование мировоззрения и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте // Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XIV симпозиума. – М.: ПИ РАО, 2009.
13. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии