(А.И. Левко) Хронотопическое и рациональное начала анализа современной эпохи
А.И. Левко – главный научный сотрудник Института философии НАН Беларуси.
Современную эпоху можно охарактеризовать как техногенную, информационную, переходную и т.д. в зависимости от того на чем будем акцентировать основное внимание: на научно-техническом прогрессе и философии модернизма, построении социально-ориентированного государства, национальной идее или идее глобализма, однополярного мира и мирового господства. Но с полным основанием ее можно охарактеризовать и как эпоху открытой конфронтации славянской и англосаксонской культуры, российской и англо-американской цивилизаций. Эта конфронтация сегодня охватывает не только сферу экономики, политики, языковой и социально-культурной коммуникации, но и сферу духовной жизни, религиозной веры, рационального познания и исторической памяти. При этом нарастающий накал конфликтов и противоречий, политических и экономических столкновений все больше напоминает открытые военные действия. И было бы понятным и вполне объяснимым, если бы данная конфронтация имела место только между Западом и Востоком, российской и англо-американской цивилизациями или странами славянской и англо саксонской культуры. Но война сегодня идет на территории, которая исторически входила в состав Державной и Союзной Руси. И данное столкновение грозит новой мировой войной. И многие уверены в том, что она уже давно идет. И это битва не только за территорию, природные ископаемые, за культуру и цивилизационное развитие, но и за умы, за знания и убеждения, определяющие образ жизни и образ мышления. И эту битву мы во многом проигрываем в связи с тем, что заимствуем у своих противников саму методологию познания и образования. Тем самым мы как бы разрушаем себя изнутри. И это является еще и свидетельством явных отставаний и упущений со стороны нашей национальной исторической и философской науки, оказавшейся не только не в состоянии предвидеть все происходящее, объяснить его и обезопасить от бездумного подражания и заимствования. До сих пор нет убедительных объяснений даже тому, почему произошел «внезапный» развал СССР, в чем сегодня выражается преемственность между старым и новым обществом, между культурой и цивилизацией, русским и западным миром, между народной культурой, государственностью и национальным самосознанием и т.д.. Загадкой до сих пор остается и столь быстрая потеря исторической памяти о событиях Второй мировой войны, или Великой Отечественной. Именно таковой она была для российского, украинского и белорусского народов.. И это при том, что еще живы воспоминания о ней самих участников, и очевидцев. Об этом символизируют памятники и обелиски погибших воинов, названия улиц и площадей, музеи и картинные галереи. Чем же они так не устраивают наших западных соседей и еще недавних друзей и соратников по оружию? Почему историческая память так беспокоит наших врагов и недругов? Очевидно потому, что она относится к числу основных факторов, регулирующих духовную жизнь народов и стран, образ их жизни и мышления, цели жизни и волевые усилия по их достижению, желания или нежелания изменить существующее положение дел. Когда рушат памятники и храмы, объявляют войну русскому языку и культуре, заменяют или трансформируют православие в католицизм, и протестантизм, то это уже обусловлено не столько желанием избавиться от прошлого, сколько стремлением изменить настоящее в соответствии с идеалами желаемого будущего. Это уже не идеал общества потребления и услуг или формирования гражданина мира. Эти идеалы в славянской и русско-язычной социальной среде уже реализованы. Но этого еще недостаточно для сохранения однополярного мира культуры и западноевропейской цивилизации. Ведь историческая память лежит в основе гуманитарного познания и образования. Иное дело все ли мы понимаем и осознаем это. А без этого понимания вряд ли возможно гуманитарное познание сделать практико-ориентированным или ориентированным на национальные интересы государства. Оно безнадежно застряло в концептуальных подходах, методологии классической и неклассической рациональности и абстрактно-теоретических рассуждениях. Эти рассуждения лишены всякого патриотического содержания, а нередко откровенно ориентируют на переоценку духовных ценностей с позиции приоритетов западного мира и англо-саксонской культуры и даже откровенно обесценивают саму победу в Великой Отечественной войне.
Гуманитарное познание в отличие от естествознания ориентировано не на исследование физического пространства и времени, а на исследование духовной культуры, недоступной лишь рациональному анализуНаука сама является частью духовной культуры, формируемой исторически, Ее становление неразрывно связано с исторической памятью и не сводится лишь к экспериментально-теоретическим изысканиям. А сама история и мораль – это не есть лишь выражение рационалистического конструкта. Она есть своеобразный итог социально-культурного или исторического развития. Исходным пунктом познания является исторический анализ, одновременно включающий в себя два начала: хронотопическое и рациональное. Хронотопическое начало символизирует единство пространства и времени через призму непосредственной жизнедеятельности людей или исторической памяти как постоянно-изменяющейся социально-культурной реальности, в то время как рациональное познание всегда имеет лишь символическое свое выражение в виде смысла слова и числа, математических расчетов или своеобразной мыследеятельности, проявляемой как метафизика мышления. В одном случае акцент делается на переживаемом иди пережитом когда-то опыте жизни, проявляемом как выражение судьбы человека, социальной общности или страны; во-втором, - на понятийно-категориальном теоретическом и методологическом анализе.
Мир культуры, порождающий различные типы цивилизаций, начинается не с умозрительных конструкций, усвоенных в системе образования, а с подлинной реальности детства, юности и отрочества, с влюбленности в представителей . противоположного пола и создания семьи, любви и верности, семейных, поселенческих, региональных и народных традиций, эстетических и познавательных идеалов, представлений о красоте, добре, порядочности, верности, человеческом счастье и невзгодах. Путь от животного к человеку начинается с рождения ребенка, с детской его игровой деятельности, с мифологии сказки и подражания взрослым, семейных традиций и семейно-родственных отношений, компаний друзей и подруг, учебы в школе и первых навыков трудовой деятельности. Порой он принципиально различен у различных людей в зависимости от места и времени рождения, природной и социокультурной специфики Малой Родины и существующего государственного устройства и общественно-политических устоев, воспринимаемых как Отечество, с чувств патриотизма и неудовлетворенности существующим положением вещей, с мечты изменить его, улучшить и совершенствовать. С чего , начинается Родина? С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. Эти слова из текста известной песни, прозвучавшей в патриотическом кинофильме «Щит и меч», посвященном Великой Отечественной войне, как нельзя точно воспроизводят этот эмоционально-чувственный, а не сконструированный в голове философа или политика рациональный мир. И в то же время мир культуры в известной мере – это и мир обыденного познания. Обыденное познание как освоение социальных и духовных программ , как повседневный наличный опыт, основанный на трудовой деятельности, коммуникации и традиции филогенетически (как исторически развивающийся социокультурный феномен), онтологически (как индивидуальный житейский опыт, формирующийся с рождения до зрелого состояния) и системно пронизывает все формы социального познания.
Все это так, но при одном небольшом уточнении. Человека вообще, не существует, а есть мужчины и женщины определенного возраста, этнической, региональной, поселенческой и другой принадлежности, социализация которых , и даже физическое воспитание определяется множеством культур и, прежде всего, культурой того народа, к которой он принадлежит, а сама культура как таковая не определяется лишь универсальными умозрительными методами научного познания. Существующие формы коммуникации имеют различное символическое значение и различный смысл в различных социально-культурных условиях и социальных сообществах. Социальное познание это не только постоянное взаимодействие и циркуляция смыслов и правил: от житейской философии морали, религии, повседневной политики, права, искусства и преднаучных знаний к их специализированным формам и от норм научного познания к обыденному познанию, но и требование времени и социально-культурного пространства. Оно невозможно вне исторической памяти и того самосознания, которое формируется на этой основе. В этом самосознании как бы отражается вся эпоха, все пережитое и выстраданное человеком и чаще всего до конца не осмысленное и понятое им. Но оно определяет саму возможную перспективу дальнейшего развития и саморазвития.
Вот только сформировать такое самосознание на основе лишь обществоведения и других видов эпистемологического знания, заключенных в текстах, а также ювенальной юстиции и гендерной политики невозможно. Для этого происходящее должно волновать каждого из нас как часть самого себя, но не в виде частной собственности, и потребления материальных благ, а как конкретное выражение Родины и Отечества, эпоха торжества справедливости и разума, социального обеспечения равных возможностей в достижении и реализации своих целей и желаний. Однако для того, чтобы это стремление не превращалось в очередную утопию необходимо начать с хронотопического и рационального начал анализа современной эпохи. Без этого полного представления картины мира, стратегии и развития концепции социальной справедливости и общественной безопасности коренных народов русско-славянского мира на базе традиционного мировоззрения и современной науки сформировать невозможно.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии