Мечишев И. И. Цифрофизация физической культуры и спорта: вызовы современности и перспективы прикладной направленности

К конференции: 
Смысловая координата:

Объект исследования: цифровая сфера физической культуры и спорта

Предмет исследования: виртуальная объективизация видов спорта.

 

Цифровизация — одно из самых противоречивых явлений в нашей современной жизни, явление, которое проникло во все социально-общественные процессы, включая и физическую культуру и спорт. Безусловно на развитие явления оказывают существенное влияние прогресс техносферы, которая минимизирует требования к физической составляющей жизнедеятельности человека. Как результат,  цифровые технологии послужили основой  революции, которая охватила весь мир в период пандемии. Самоизоляция, локдауны и другие меры приобщили население к малоподвижному и домашнему образу жизни, в следствии чего образовался конгломерат из полярно противоположных областей (регулярных и активных занятий спортом и digital технологий). Умные вещи (такие как: приложения, умные часы, фитнес-трекеры, спортивные наушники, умные весы, кардиодатчики и т. д.) сделали возможными то, что еще совсем недавно казалось иллюзией: теперь человек может без посторонней помощи специалистов буквально за минуты составить распорядок дня, питания, определить правильную силовую нагрузку с учетом всех индивидуальных особенностей, проанализировать результаты тренировки и многое другое. Иными словами, «эти девайсы предназначены для того, чтобы процесс достижения целей, поставленных владельцами мобильных телефонов, таких как: снижение веса, увеличение мышечной массы, контроль двигательной активности — протекал более эффективно и качественно и обеспечивал желаемый результат». И как следствие, заметно повысилась заинтересованность людей в спортивных занятиях. Однако процесс цифровизации в спортивной индустрии на этом не остановился, и уже он закреплен на законодательном уровне. Существует приказ «Об утверждении Концепции цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта Министерства спорта Российской Федерации на период 2019–2024 гг.», который направлен на разработку единой государственной системы, актуальной для всех ее функциональных блоков. При этом передовые технологии охватили не только любительский спорт. Для профессиональных спортсменов это значит, что все аналитические и информационные процессы осуществляются гораздо точнее и быстрее. Так, кардинально изменились методы и средства организации тренировок для высококвалифицированных спортсменов, теперь за их безопасностью, нагрузками и силовыми характеристиками следят высокотехнологичные шлемы, кроссовки, футболки и накладки. Каждое такое интеллектуальное решение проходит долгий путь от своего генезиса до непосредственного выпуска на рынок. Оно подробно и детально изучается и генерируется в лабораторных условиях, а потом испытывается в экспериментальных исследованиях. На данный момент большое внимание уделяется модернизации спортивной обуви, так компании делают упор не только на ортопедические и динамические свойства, а также на ее технологическое оснащение. Датчики на кроссовках помогают фиксировать вес, качественно распределять давление, оказываемое на ноги, а также регистрировать индивидуальные особенности движений. Также с появлением цифровых технологий значительно упростился образовательный процесс, который сопровождал уже дипломированных специалистов сферы спортивного воспитания (тренеров, судей, преподавателей и т. д.) в процессе повышения квалификации или переподготовки. Теперь у них появилась уникальная возможность обучаться дистанционно в комфортных условиях, совмещая работу или спортивные занятия с получением новых знаний, умений и навыков. Эта особенность не обошла и студентов, в жизни которых дистанционное образование и спортивные занятия стали практически синонимами. Надо отметить, что процесс цифровизации достаточно давно охватил сферу образования, и уже до пандемии коронавируса большинство вузов регулярно проводило дистанционные лекции и занятия. Причем с течением времени число образовательных учреждений, использовавших дистанционное обучение, стремительно росло (в частности, в 2019 году 60 % физкультурных вузов уже активно использовали такой вид учебного процесса). Эта особенность, в первую очередь, связана со стремительным развитием технологий, которые охватывают абсолютно все сферы жизни человека. Рынок труда требует качественно иного содержания подготовки выпускников. А это значит, что учебные заведения, в свою очередь, стараются подготовить квалифицированных специалистов, уровень компетенций которых соответствовал бы не только нынешнему спросу на рынке труда, но и в перспективе удовлетворял бы его через 10, а то и 15 лет. Электронный формат библиотеки, а также учебников, аудиокниги, видео-уроки, печатные конспекты, видеоконференции — все это теперь неотъемлемые элементы нашего обучения, которые будут также широко использоваться даже в случае победы над коронавирусной инфекцией.

Несмотря на то, что на первый взгляд такая система кажется довольно-таки сложной, она значительно расширяет возможности мониторинга, обработки данных, доступа к ним и их передачи, а также контроля за результатами студентов. Однако существует опасение, что в фактологическом плане владение всеми этими навыками цифрофизации своей спортивной деятельности не всегда может способствовать развитию физической культуры занимающегося.   Безусловно, каждый занимающийся свободно практикуются в дистанционной форме получения знаний в области спорта, однако не стоит забывать и о объективной оценке полученных знаний прикладного характера, когда усвоение на практике осложняется правильностью выполнения упражнений с точки зрения техники. Вспоминается довольно серьёзный резонанс периода пандемии, окгда гуру домашних тренировок призывами «научу дистанционно приседать 200 кг в домашних условиях» опустошали клиентские кошельки.

По большому счёту виртуальное пространство позволяет самостоятельно составлять комплексы упражнений на развитие физических кондиций, что, безусловно, очень полезно для его спортивного развития. Но с другой стороны отсутствуют в большинстве своем индикаторы качественного освоения уровнем физической подготовленности. В большинстве своем люди используют в качестве источника различные тематические форумы, нежели академические источники. Данный способ поиска и получения информации не являются самым продуктивным, ведь человек не может измерить через экран компьютера степень развитости физических характеристик у себя самого.

 Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что зависимость современного человека от цифровых технологий все больше затягивает нас в виртуальный мир, формируя эгоцентрический вектор существования. В «дигитальном мире» человек чувствует себя максимально раскованно и свободно вне ценностных систем координат, веками указывающих направленность  прикладной соборности физической культуры. С точки зрения технического применения цифровых устройств вызовы современности не представляют угрозы объективно, они прежде выступают как операторы многополярных потоков информации, требующих структурирования и систематизации. Куда больше вызов современности опасен сточки зрения оформления видов спорта требующих физических усилий в виртуальное пространство. Суть опасности заключается в стирании необходимости быть физически крепким, ведь машины всё за нас сделают. Хочу подчеркнуть одно самое важное – культуру машины никогда не сгенирируют, это способен сделать только человек.

 

К резолюции: учредить ежегодный турнир по силовому многоборью (экстриму) «Соавянский Кубок» в рамках традиционного Фестиваля «Славянское подворье», который проходит в го Подольск на территории Певческого поля.
 

+1
0
-1