Чернов В.В. Цифровизация культуры
Общество С Ограниченной Ответственностью "Лучшее Рядом", Чернов Владимир Викторович, автор исполнитель русского шансона. Лауреат международных премий исполнительского искусства.
Объект исследования: виртуальное цифровое пространство исполнительского искусства
Предмет исследования: русская идентичность исполнительского искусства
В Российской Федерации в целях обеспечения прироста человеческого капитала, поддержки социальной устойчивости общества, а также формирования необходимого и достаточного уровня защищенности населения, начиная с 2006 г., на федеральном уровне проводится целенаправленная работа по разработке и реализации приоритетных национальных проектов, при этом смысловой осью являются инвестиции в социальную сферу страны. Первоначально данная государственная политика была ориентирована на поддержку здравоохранения, образования и жилищной сферы, в настоящее время в сферу проектирования включены такие социально значимые направления, как наука и культура России. Так, национальный проект «Культура» рассчитан на период с 2019 по 2024 г. и его бюджет составляет 107 227 810 рублей. В Приказе Министерства культуры России от 01.03.2019 г. № 229 «Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2019-2024 годы» в части реализации Национального проекта «Культура» сформулирована цель проекта: увеличить на 15% число посещений организаций культуры и в 5 раз увеличить число обращений к цифровым ресурсам культуры.
Ожидается, что данная цель будет достигнута к 2024 г. через решение следующих подцелей в рамках трех основных федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура». Для достижения целей этих федеральных проектов соответственно сформулированы основные задачи, раскрывающие этапы их достижения.
Само понятие «цифровая культура» неоднозначно и имеет ряд определений. Наиболее широко цифровая культура трактуется как культура, сформировавшаяся в результате появления и использования цифровых технологий, при этом в настоящее время цифровые технологии настолько широко используются во всем мире, что изучение цифровой культуры потенциально охватывает все аспекты повседневной жизни и не ограничивается сетью Интернет или современными коммуникационными технологиями. В этом случае цифровая культура – умение, обладание знаниями в области использования цифровых технологий. В рамках Федерального проекта «Цифровая культура» 2019-2024 гг. под цифровой культурой понимается «цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры».
Однако Цифровизацияозначает не только форматирование музыкального произведения в виде минусовки, Цифровизацияпредполагает также и оцифровку музыкальных произведений прошлых лет. И в этом отношении безусловно оцифровка играет положительную роль в плане сохранения и формирования музыкального фонда. Весомым фактором ценности музыкального произведения является непосредственно исполнитель. От качества его исполнения зависит интерес слушателя. Кроме того, слушателей беспокоит фонограммное исполнение произведения. К сожалению в последние год многие конкурсы предполагают именно фонограммное звучание. А ведь рождение настоящей песни как крик души всегда начиналось с живого голоса. В этом и заключается славянская душа – живое исполнение произведения. Традиция, которая корнями уходит в раннее русское многоголосье и хоровое исполнение.
Основная проблема связана не сколько с востребованностью и степенью доступности культурных услуг для граждан РФ, а сколько каким образом это будет способствовать росту мотивации к творчеству отдельных направлений исполнительского искусства: народные песни, фольклор, эстрада.. В славянской культуре чуждо восприятие исполнительского искусства как продукт, поскольку исполнение традиционных песен Руси носило соборный характер. Сегодня мы видим, что исключительно рыночные условия диктуют развитие культурного и креативного сектора, которые занимают значительное место в современной экономике Европейского союза (ЕС), способствуя инновациям, инвестициям, цифровой модернизации и познавательному (культурному) туризму. С другой стороны мы видим как подобные модели, реализуясь на территории России не формируют высоконравственную мотивацию у исполнителей. К примеру тот же самый ДЕТИ ГОЛОС вызывает определенные опасения, связанные с тем, что дети поют взрослые песни. Причем сами авторы исполнители этих песен присутствуют на шоу в качестве жюри. Возникает вполне справедливый вопрос, на сколько целесообразно давать такие песни детям, чему будет способствовать подобное исполнение на которое смотрят и ровесники. В конечном итоге песни, основанные на рейтинговой системе, а не на порыве души противоречит согласованности самореализации через творчество, которое оторвано от культурно исторического опыта. Подобные конкурсы способны формировать глубокий психологический диссонанс, который увеличивает пропасть между духовно-нравственной составляющей произведения и ее актуальной необходимостью.
Обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство страны и создание системы мониторинга востребованности цифровых ресурсов в виде фондов оцифрованного наследия приобретает высокую актуальность в силу глубокого анализа смысловой нагрузки текстов песен. Возьмем к примеру послевоенные годы: творчество было наполнено совершенно иными смыслами, нежели после 20000-х годов. Это свидетельствует о том, что эстрадное творчество является социальным индикатором общества. Но достаточно вспомнить «Песняры», «Сябры», «Самоцветы», «Синяя птица» и мы вспомним теплые добрые песни, которые собирали полные залы!
Особо хочется отметить период пандемии, который сформировал отсутствие контакта исполнителя со зрителями. Действительно, там где нет контакта со зрителями, теряется связь смыслообразующих текстов песни, адресованных слушателям. Поэтому создание виртуальных концертных залов не будет способствовать живому развитию исполнительского мастерства. Исследования концертной деятельности подтверждают силу открытого прямого контакта исполнителя со зрителями, а значит это самый действенный способ донести текст песни до слушателя.
Отметим, что с развитием и углублением процессов глобализации во всем мире, Цифровизацияв сфере культуры предполагает широкое использование инноваций в культурных и творческих секторах. Это связано как с адаптацией процессов оказания образовательных услуг и профессиональной подготовки в сфере культуры, так и с решением проблемы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, защиты прав по распространению аудиовизуальной продукции, установлению и функционированию соответствующей законодательной базы. Мы же считаем, что культура должна переходить из раздела услуг на созидательную СЛУЖБУ общества. У каждого этноса великая история этнографического фольклора, а значит есть обозначенный путь становления высокого исполнительского искусства. Надо сказать, что феномен глобализации и распространения цифровых инфраструктур, которые являются как средством, так и причиной самой глобализации, создает тесную неразрывную взаимосвязь между областями культуры, ранее считавшимися очень отдаленными. В условиях цифровизации общества точные науки, искусства, гуманитарные науки, сохраняя свои различия, имеют возможность взаимно дополнять друг друга посредством использования цифровых технологий и интернет-порталов. Особую озабоченность вызывает сущестование и сохранение современной культуры на интернет-порталах, которые могут служить фактором дальнейшего развития цифровой инфраструктуры.
Как известно телеканалы сталкиваются с усилением конкуренции со стороны интернет-площадок, запускающих собственные проекты. Наглядным примером интереса во всем мире в области продвижения достижений культуры и сохранения культурного наследия посредством цифровых технологий является проведение различных мероприятий в формате международных конференций и конгрессов по всему миру. Стоит отметить небезызвестный фестиваль СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР, имеющий своей целью выявлению уникальных исполнителей разных жанров.
В условиях развития цифровой экономики организации сферы культуры и креативных индустрий могут стать связующим звеном между искусством, культурой, цифровыми технологиями. Необходимо в условиях западного давления на культурное наследие славянской культуры направить усилия на укреплению общенациональной идентичности через совместные фестивали в рамках союзного государства. Это послужит социальной культурной интеграции и сплоченности граждан в рамках многонационального народа России и Беларуси.
Мы полагаем, что в связи со сложившейся ситуацией целесообразно актуализировать следующие направления:
• проектирование, разработку и использование онтологических информационных систем для цифрофизации культурного наследия творческой, технической и научной деятельности;
• проектирование систем учета и долгосрочного хранения цифровых и аналоговых музыкальных ;
• электронную визуализацию и изобразительное искусство в эстраде;
• работу с проектными архивами (например, с музыкальными музеями);
• визуализацию прошлого, посвященную музыкальной и исторической этнографии народных инструментов;
• цифровую археологию крупных этнографических и народных фольклорных культур;
• цифровое архивирование исторически важных произведений искусств;
• цифровизацию популярнрого эстрадного наследия славянских народов;
• проекты виртуальных эстрадных музеев.
Таким образом, решение проблем, связанных с цифровизацией сферы культуры и повышением доступности информационных и коммуникационных технологий для населения Союзного Государства, будет способствовать достижению ключевых целевых ориентиров государственной культурной политики, таких как воспитание самостоятельно мыслящей, нравственной, творческой молодежи; обеспечение занятости населения за счет развития творческой цифровой среды в регионах; сохранение многонационального культурного наследия России и Беларуси в русле духовно-нравственных ценностей; поддержка славянской культуры и науки в странах СНГ, за рубежом, а также противодействие попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов через эффективное использование современных информационных платформ.
К резолюции: учредить ежегодный фестиваль эстрадного исполнительского искусства «Славянский базар» в рамках традиционного Фестиваля «Славянское подворье», который проходит на территории Певческого городского округа Подольск Московской области.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии