Тазов П.Ю.Формирование духовно-нравственных ценностей студентов в условиях социальных трансформаций

К конференции: 
Смысловая координата:

В условиях социальных трансформаций проблема формирования духовно-нравственных ценностей имеет ряд аспектов и особенностей, которые необходимо учитывать в процессе нравственного воспитания студенческой молодежи.   Под социальными трансформациями мы понимаем массовые процессы в обществе, детерминирующие изменения в ценностях, нормах, социальных установках, поведенческой активности личности и социальных групп. Данные трансформации находят свое отражение в таких явлениях социальной динамики как: рост индивидуализма, увеличение социальной атомизации, разрушение общественных связей, высокая динамика наблюдаемых изменений, рост материального потребления, нестабильность, нарастание в социуме неопределенности и рисков. Обозначенные процессы отражаются как на усилении ценностных ориентаций личностной эффективности, так и на инструментальных ценностях представителей студенческой молодежи, а также на адаптационных стратегиях молодых людей [1].

В условиях непрекращающегося процесса социальной трансформации общества возникает дисфункция и дезинтеграция социальных институтов. По мнению Ю. А. Зубок и В. И. Чупрова, происходит дисфункция социальных институтов, влияющая на снижение их авторитета и эффективности в регулятивном, интегративном, нормативном, реляционном и других аспектах. Наблюдается «редуцирование абсолютных ценностей, отсутствие общего знания о должном и всеобъемлющей морали; многоликости, противоречивости и относительности ценностно-нормативных и нравственных критериев саморегуляции» [2]. Все это проявляется в ритуализации, прагматизации ценностного сознания молодежи «конструировании прагматичных систем ценностей, удобных для индивидуального и группового

функционирования» [2]. Анализируя кризисные явления в студенческой среде, В. П. Бабинцев,                     Ю. В. Коврижных, Е. В. Реутов рассматривают их в рамках «десоциализации» студенческой молодежи (процесс, обратный социализации). К кризисным процессам они относят:

- рассогласование официально декларируемых целей и реальных практик (политических, образовательных, профессиональных и др.);

- распространение коррупционных сетей и их включение абсолютно во все сферы общества;

- деградация системы образования, замещение критериев профессионализма, научности, знаний формальными показателями;

- доминирование массовой культуры, фактически замещение ею иных культурных образцов;

- кризисные явления в функционировании института семьи [3].

Процессы дезинтеграции и дисфункции социальных институтов, а также  состояние риска и неопределенности, влияют на «темпоральные» или временные характеристики ценностного создания молодых людей. Сознание студентов отражает «пограничное» состояние, в силу статуса и деятельности. Отсюда временная перспектива, отражающая обращенность студентов в будущее, становится важным условием нравственного развития студентов, поскольку реализация целей и задач в будущем, выбор средств их достижения зависит от нравственных императивов личности [4]. Временная перспектива создает некую «осевую направленность» личности, конституируя особый ход восприятия настоящего, выступая неким условием самоорганизации планов, целей, идей личности в их настоящем и будущем, в их потенциальном развитии. Временная перспектива является вероятностной моделью будущего, которое ложится в основу планирования краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов. Ценности в этом плане также несут в себе определённую временную перспективу, так как обращены в настоящее и будущее. Духовно-нравственные ценности создают «надвременные» ориентации личности, внутренние ограничители в настоящем и будущем.

В этом случае важнейшее значение имеют: социальная среда, социальные институты и прежде всего – институт высшего образования, формирующие представления о настоящем и будущем молодых людей, что отражается на направленности «временной перспективы». В тоже время, направленность временная перспективы влияет на ценностное сознание студенческой молодежи.  Позитивная временная перспектива обеспечивает некоторое ожидание положительного будущего, создающее условие для формирования нравственных ценностей. Наоборот, негативная, «пессимистическая» направленность временной перспективы ведет занижению уровня притязания личности, понижает горизонт планирования, приводит к депрессии, отчаянию, что негативным образом сказывается на структуре ценностных ориентаций, приводит к формированию психологии «ноувизма» - жить одним днем. Кроме этого, в отсутствии долгосрочного планирования своей жизни молодые люди становятся объектом воздействия разного рода контркультур, целью которых является разрушение традиционной культуры, втягивание молодых людей в асоциальный образ жизни. Согласно результатам исследования «Студент – 2020», проведённого в 2020 г. под руководством Ю. Р. Вишневского (объем выборки: 2000 студентов третьего курса вузов г. Екатеринбурга) 66% опрошенных юношей и девушек в ближайшие три года вероятным считают рост цен, инфляцию, снижение жизненного уровня, а 57% – экологических аварий, ухудшения состояния окружающей среды[5]. Поэтому, большинство представителей студенческой молодежи в условиях разного рода рисков вынуждены планировать свою жизнь в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Только 10% представителей студенческой молодежи строят планы на отдаленное будущее (до 10 лет), 24% – на ближайшие 5 лет, 29% – на ближайший год, а 15% опрошенных вообще не строят планы, живя одним днем. В этих условиях социальной неопределённости появляется социальная группа прагматиков,  которая хорошо адаптировались к окружающей действительности и приспособилась к тем структурам, которые имеют власть и силу. Они декларируют «правильные» убеждения и ценности. В то же время о сознательной интеграции, связанной с разделением общественных целей, идеалов, ценностей, речи не идет.

Процессы дезинтеграции, дисфункции социальных институтов, повлияли на усиление индивидуализма, популярности полезных связей и знакомств, роста прагматизма и рационализма в студенческой среде.

Для преодоления кризисных состояний в молодежной среде, в рамках формирования духовно-нравственных ценностей необходимо использовать духовные ценности русской культуры, в которых содержатся смыслы, цели, идеалы, связанные с взаимовыручкой, справедливостью, коллективизмом, добром, социальным неравнодушием, патриотизмом и пр. что по сути входит в серьёзную оппозицию с гиперэгоцентризмом, прагматизмом, равнодушием являющимися следствием процесса социальной трансформации и социального поиска обществом духовно-нравственным основ своего социального бытия.  Это должно способствовать формированию позитивной временной перспективы, позволяющей сохранить духовно – нравственную ось ценностного сознания студенческой молодежи.

Литература:

1.Тазов, П.Ю. Динамика ценностных ориентаций современной студенческой молодежи в условиях социальных трансформаций/ Д. В. Иванова, П. Ю. Тазов. DOI 10.25634/MIRBIS.2022.1.22 // Вестник МИРБИС. 2022;14(29): 169–178.

2.Зубок, Ю. А., Чупров, В.И. Современная Социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. 2017. №15. - С.30.

3.Бабинцев В.П., Коврижных Ю.В., Реутов Е.В. Социология молодежи: Учебник. – Белгород: КОНСТАНТА, 2008. – С. 49.

4.Тазов, П.Ю. ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29585 (дата обращения: 14.05.2022).

5.Вишневский, Ю. Р., Нархов, Д. Ю. Управленцам вузов о социокультурном развитии студентов//Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – Т. 22. – № 3. – С. 168.; Т. 22. – № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/178/0 (дата обращения: 11.09.2019). – С. 30.

+1
0
-1