Рекеть Н.Н. Критический анализ истории англосаксонской многопартийной политической системы

К конференции: 
Смысловая координата:
Видео: 

В современной научной литературе устоялось представление о  необходимости существования в современном государстве многопартийной  политической системы. Политический плюрализм стал необходимым признаком демократии и цивилизованности государства. В отечественной литературе данное утверждение получило распространение после развала СССР, в рамках которого существовала однопартийная модель с абсолютной идеологической монополией Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Вопрос о роли партий в жизни современного общества остается весьма актуальным для всех современных государств. Попробуем найти обоснованный ответ о приемлемой для Беларуси партийной системе. Для этого, прежде всего, попробуем определить понятие, правовой статус политических партий и их роль в отечественной истории.

Понятие «политическая партия» берет свое начало в латинском языке, где pars имеет значение «часть», а partiri – делить. Более понятным термин «партия» представляется в английском языке и английской политической истории.

Современные исследователи достаточно схожи в определении понятия «политическая партия». Так российский политолог В.Г. Богомяков определил, что политическая партия – это «стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами».

М.Д. Валовая, рассуждая о генезисе политических партий пишет, что партиии «формируются под влиянием исторических, экономических, политических, культурных, религиозных и других традиций и особенностей страны». И, рассмотрев различные подходы, автор предлагает понимать под термином «политическая партия» «организационно упорядоченную политическую организацию единомышленников, деятельность которой направлена на завоевание и удержание политической власти, либо на участие в ее осуществлении». Т.е. главная цель создания партии – политическая власть, которую участники партии предполагают получить путем завоевания, т.е. насильственного захвата. М.В. Валовая уверена, что в современном государстве партии выполняют важные функции, среди которых выделяются:

  •  представление интересов различных слоев населения;
  •  формирование и отбор политических лидеров и элит;
  •  борьба за политическую власть;
  •  политическая социализация и мобилизация граждан.

Достаточно емкое определение политической партии мы находим в исследованиях российского теоретика в области государство- и правоведения А.Б. Венгерова. В его понимании политическая партия – это «весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов». Как и в предыдущих определениях в качестве стратегической цели политических партий автор указывает завоевание власти.

Достаточный опыт в исследуемой области накоплен и белорусскими мыслителями.

Г.А. Круглова, следуя сложившимся научным традициям, определяет партию как «общность людей объединенных идеологически и организационно с целью завоевания тем или иным путем государственной власти для реализации своих политических интересов».

И.А. Борка трактует политическую партию как «сукупнасць людзей, аб’яднаных арганізацыйна і ідэалагічна, якая выражае інтэрэсы вызначанага класа, сацыяльнага слоя ці грамадскай группы».

В результате краткого, но вполне достаточного анализа трактовок различных авторов получаем следующие признаки политической партии:

  • общность или объединение людей;
  • единство по политическим, идеологическим, социальным и иным взглядам;
  • организованная структура внутрипартийного управления;
  • главная стратегическая цель – завоевание или захват власти в конкретном государстве.

Однако в истории политической мысли существуют и критические оценки роли политических партий в жизнеустройстве государства.

«Нет скорби, которая более тяжким грузом лежала бы на сердце всех добропорядочных людей, чем скорбь о наших общественных расколах, о духе партий, который растравляет вражду и питает злобу, который ослабляет наше общественное согласие, разрушает нашу государственную мощь, который омрачает нашу славу среди других народов» (виконт Болингброк «Рассуждения о партиях», начало 18 в.).

«Что делает основателей партий еще ненавистнее, так это сложность, с которой можно искоренить эти сорняки, если они уже пустили корни в государство». (Дэвид Юм Эссе «О партиях вообще»).

«Партия — это не что иное, как заговор против остальной части нации». (Джордж Сэвил – Английский государственный деятель 17 в.).

 

Макс Вебер определил три этапа возникновения и развития пар­тий:

  1. партии как аристократические группировки;
  2. партии как политические клубы;
  3. современные массовые партии.

Первые два этапа Вебер рассматривает как предысторию партий в их современном, классическом понимании.

Первый этап зарождения политических партий эпохално связан с древнегреческими городами-полисами и, разворачивающейся там политической борьбой между различными слоями населения – зарождающимися классами.

Многие современные исследователи, ссылаясь на древних мыслителей, в частности на Аристотеля, указывают на существование политических группировок в VI в. до н.э. в Аттике, в Афинах. Так, Н.В.Кузнецов начинает изложение истории политических партий с противоборства между афинскими эвпатридами и двумя «плебейскими партиями – бедных крестьян» и «ремесленников, торговцев купцов». Как результат, политическая борьба, достигая «своего аппогея, выливалась в кровавые распри».

Партии как политические клубы, партии-движения получили развитие в эпоху буржуазных революций в Западной Европе. Ярким примером является революционная ситуация и гражданский конфликт, имевшие место в Англии в XVII веке – с 1640 по 1662 гг. Основу политического противоборства составили партии кавалеров (роялистов), пресвитериан, индепендентов (круглоголовых), левеллеров. В результате столкновения интересов политическая борьба переросла в первую, за тем во второю гражданскую войны. Кроме социально-политических и экономических преобразований в результате вооруженного противостояния, по некоторым оценкам, погибло более 80 тыс. человек, среди которых казненный король Карл I.

Классово-политические партии-клубы возникли и проявили себя во время Французской буржуазной революции: роялисты, жирондисты, якобинцы, кордельеры или «Клуб друзей прав человека», фельяны. Кроме того следует упомянуть движение федералистов. Социально-правовые и политические результаты революции безусловно прогрессивны. Но демографические последствия революции и гражданского конфликта, воплотившегося в революционный террор, а также последовавших «наполеоновских войн» сложно оценить. По весьма примерным подсчетам демографические потери только Франции могли составить более 3 млн. человек. А потери других. Вовлеченных в войну территорий, в том числе и белорусских земель?

Отправной точкой в истории политических партий на Беларуси можно назвать ситуацию, сложившуюся на рубеже XV-XVI вв., хотя можно упомянуть и конкурентную борьбу за право княжить, имевшую место в истории практических всех славянских государственных образований. Так, в Мельницком привилее 1501 г. (от лат. privilegium - специальный закон) великий князь Александр давал обещание польским магнатам соблюдать золотые шляхетские вольности. В случае нарушения данного обета шляхта имела право на восстание и неповиновение. Все последующие кандидаты, избираемые на трон великого князя литовского и короля польского, подписывали аналогичные акты. Так, в п. 21 Генриковых артикулов 1573 года было закреплено обещание Генриха Валуа, освобождавшее вольный народ посполитый «от послушания, от веры нам и от нашей власти» [], если монарх допустит нарушение вольностей шляхетских [Хрестоматия, с. 230]. Это самое непослушание в шляхетской лексике получило название «рокош» – бунт, восстание, неповиновение. Традиционной формой шляхетской политической борьбы за власть и «вольности» была конфедерация, как неустойчивое объединение, временный союз шляхты. По существу конфедерации представляли собой «аристократические группировки», объединенные политической идеей, политической целью. Условиями возникновения шляхетских конфедераций-группировок, как правило, являлись переходные периоды безкоролевья. Главным политическим вопросом, объединявшим шляхту в ту или иную конфедерацию являлась кандидатура следующего короля-великого князя. В качестве примера следует отметить: Варшавскую конфедерацию 1573 года, Рокош Зебжидовского 1606-1609 годов, Варшавскую конфедерацию 1704 года, Сандомирскую конфедерацию 20 мая 1704 года, Тарногродскую конфедерацию 1715 года, Виленскую конфедерацию 1716 года, Слуцкую и Торуньскую конфедерации 1767 года, Барскую конфедерацию 1768 года, Тарговицкую конфедерацию 1792 года. В результате религиозно-политического многообразия и не способности шляхетства консолидироваться Речь Посполитая прекратила свое существование. Весьма поучительный исторический урок.

Схожими дворянскими объединениями – прообразом будущих политических партий – явились клубы-общества, объединившие часть дворянства Российской империи в середине первой половины XIX в.: «Орден русских рыцарей» (1814-1817), «Союз спасения» (1816-1817), «Союз благоденствия» (1818-1821), «Южное общество» (1821-1825), «Северное общество» (1822-1825). Некоторые из них имели собственные программные цели. Идейной основой Северного общества был проект Конституции Н.М.Муравьева. Учредители Южного общества приняли в качестве идейной основы «Русскую правду» П. И. Пестеля. Ко дню восстания на Сенатской площади был подготовлен «Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого. Попытка мятежа закончилась сотнями погибших, раненых, сосланных на каторгу.

Становление и развитие политических партий современного типа и общественных движений на Беларуси приходится на вторую половину XIX- нач. XX вв. В качестве причин политической активности населения Российской империи, в том числе и в белорусских губерниях, исследователи называют рост социально-политических противоречий. Сущность противоречивости общественных отношений была обусловлена развитием капиталистических отношений и присутствием характерных пережитков феодализма – самодержавие, привилегированное положение дворянства, доминирующее помещичье землевладение. Так, в предверии крушения Российской империи в 1917 г. наметился серьезный раскол общества. Сословно-экономические, этнические и политические разногласия воплотились в феноменальное количество партий и движений – как минимум 87.

Представители дворянско-помещичьего сословия России делились по этно-религиозному признаку на российское православное дворянство и польско-литовскую католическую шляхту в западных областях. С развитием промышленно-капиталистических отношений стали зарождаться революционно-демократические движения, представленные сторонниками как буржуазно-демократических преобразований, так и левых – радикально революционных, социалистических идей.

По примерным оценкам лагерь правых партий насчитывал не менее десяти партийных организаций: Русское собрание,           Союз русского народа, Союз русских людей, Русская монархическая партия (с 1907 – Русский монархический союз), Объединённое дворянство,             Русский народный союз имени Михаила Архангела, Всероссийский национальный союз, Партия умеренно-правых, Всероссийский Дубровинский Союз Русского народа, Отечественный патриотический союз.

Более десятка насчитывается центристских партий, среди которых: Конституционно-демократическая партия, Торгово-промышленный союз Российской империи, Прогрессивно-экономическая партия Российской империи, Торгово-промышленная партия Российской империи, Партия свободомыслящих, Радикальная партия, Союз 17 октября и др.

Левыми идеями руководствовались сторонники не менее шести партий и групп: Российской социал-демократической рабочей партии (с 1898 года расколовшаяся на Большевиков, Меньшевиков и группу «Вперёд»), Межрайонной организации объединенных социал-демократов, Партии социалистов-революционеров и прочие.

Не менее пятидесяти наберется национальных партий и движений:

украинские (Украинская народная партия, Украинская партия социалистов-революционеров (1903—1918), Украинская демократическая партия), белорусские (Белорусская социалистическая громада);

польские (Польская социалистическая партия, Социал-демократия Королевства Польского и Литвы, Национально-демократическая партия Польши);

литовские (Социал-демократическая партия Литвы, Литовская демократическая партия, Литовский крестьянский союз);

армянские (Социал-демократическая партия «Гнчак», Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн»);

татарские (Мусульманская социал-демократическая партия «Гуммет» («Энергия»), «Иттихад» («Единение»), Мусульманская демократическая партия «Мусават»);

финские (Фенноманы, Свекоманы, Либеральный клуб, Финская партия, Либеральная партия, Шведская партия , Союз женщин Финляндии

среднеазиатские («Алаш»,            Уш-жуз, Шура-и-Ислам);

еврейские (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России «Бунд», Еврейская социал-демократическая рабочая партия «Поалей Цион» и т.п.).

Результат – февральская и октябрьская революции, гражданская война и иностранная интервенция. Кроме множества социальных реформ и достижений, страна была ввергнута в экономический и производственный коллапс, военный коммунизм и репрессии, голод и эпидемии, бандитизм и беспризорничество. По некоторым оценкам до 15 млн. погибших, около 2 млн. политических эммигрантов.

После 70-ти лет существования советской однопартийной системы, в конце 1980-х годов, наступил кризис управления с известным геополитическим результатом.

Рассмотрим еще один пример государства с многопартийной, плюралистической моделью. На конец 2013 года в реестре Министерства юстиции Украины числилась 191 партия. За период с 2014 по 2022 год было зарегистрировано еще 179. В итоге, по состоянию на 1 января 2022 года в Украине насчитывалось 370 официально зарегистрированных политических партий, что говорит о полной деконсолидации украинского общества. Чем для Украины закончился пресловутый политический плюрализм? Вопрос риторический.

После ликвидации СССР и объявления суверенитета в Беларуси была проведена аналогичная политическая реформа. Планировалось создание классической, по западно-европейскому образцу, многпартийной политической системы. В 1994 году был избран первый в истории Беларусь президент – А.Г. Лукашенко, который провел ряд конституционных реформ, нацеленных на централизацию государственной власти и создание мощной административной вертикали управления. Как результат, с середины 1990-х годов гражданская активность на территории Беларуси проявлялась, главным образом, в лице оппозиционных партий либерально-националистического направления: Белорусский народный фронт «Возрождение», Объединённая гражданская партия, Белорусская социал-демократическая Грамада и др. Тем не менее, указанные партии, как и сохранившиеся до настоящего времени остатки КПСС (в виде КПБ), практически не  смогли оказать какого-либо влияния на социально-политическую ситуацию в стране и раскачать ее до «майдана». С другой стороны данная ситуация привела к «закисанию» социальной активности и невозможности проявления патриотически настроенных представителей гражданского общества. После попытки государственного переворота в августе 2020 года, в Республике Беларусь гражданское общество активизировалось. В различных социальных сетях (Viber. Telegram, ВК и т.п.) стали появляться как небольшие группы, объединяющие несколько десятков друзей, знакомых, соседей, так и крупные движения. Катализатором столь массовой активности населения явилась угроза «цветной» революции – антиконституционного переворота, который попытались воплотить на территории Беларуси так называемые «западные кураторы» через структуры оппозиционных партий, формальных и неформальных движений либерально-националистического направления. Древнейший принцип «разделяй и властвуй» едва не закончился для Беларуси «майданом», что, скорее всего, привело бы к вооруженному гражданскому конфликту, на который и рассчитывали так называемые западные «партнеры».

В настоящее время в официальном реестре Министерства юстиции Республики Беларусь числиться 15 политических партий. Пять из них относятся к так называемым левым: Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская партия левых «Справедливый мир», Белорусская аграрная партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская патриотическая партия.

Партии либеральной направленности представлены: Либерально-демократической партией Беларуси (ЛДПБ), Объединенной гражданской партией, Консервативно-Христианской партией - БНФ, партией БНФ.

К социал-демократическому лагерю относятся: Белорусская социал-демократическая Грамада, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Социал-демократическая партия народного согласия, Белорусская партия «Зеленые».

На основе РОО «Белая Русь» зарегистрирована одноименная политическая партия – партия власти, функционал которой еще предстоит оценить.

04.03.2023 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О политических партиях». В 2024 году Беларусь ждет серьезное испытание – парламентско-президентские выборы. Меньше года осталось белорусам, чтобы разобраться в политическом многообразии и не угодить в англо-саксонскую политическую ловушку. Не допустить социально-политический раскол – святая обязанность государства и общества. Как консолидировать общество и, при этом, не скатиться обратно в политический монополизм и тоталитаризм, что, в свою очередь, может закончиться управленческим и идеологическим застоем, «закисанием» социально-политической активности населения?

Возможным решением озвученной проблемы может явиться созыв переговорно-консультативной общественной платформы, в работе которой должны принять участие активисты – представители общественных движений и политических партий. На первичном совещании необходимо выработать совместное соглашение – обращение к региональным структурам партий и общественных объединений. В обращении должны быть сформулированы общие правила и практические рекомендации региональным совещательным платформам о выдвижении представителей на республиканскую платформу. К моменту созыва республиканской платформы необходимо организовать работу совместного редакционного органа, задачей которого будет выработка устава общереспубликанского совета общественных движений (партий).

 Роль государства в работе совещательной платформы должна быть сведена к минимальному организационному содействию. В основу совещания должны быть положены принципы триалога и соответствующая формула представительства партий и движений (3-5-7-9).

Главный критерий оценки участия партий и движений в работе платформы – договороспособность.

Главное требование к представителям партий и движений, выдвинутых для участия как в региональных, так и в общереспубликанском совещании – семья и не менее двух детей.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Линец, С. И. История политических партий и движений в России : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. И. Линец, В. П. Ермаков. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 193 с.
  2. Богомяков, В.Г., Бурханов, Р.А. Политические партии и партийные системы: Учебное пособие для студентов университетов. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 72 с.
  3. Сувалова, Е.Н. история общественных движений и политических партий: учеб. Пособие / Е.Н. Сувалова. 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Акад. МВД Республики Беарусь, 2005. – 2016 с.
  4. Борка, И.А. Сацыяльна-эканамічныя і палітычныя перадумовы зарадження масавых грамадска-палітычных рухаў і ўзнікненне першых палітычных партый (2 пал. XIX- пач. XX ст.) // Грамадскія рухі і палітычныя партыі ў Буларусі (апошняя чвэрць XIX–пачатак XXI ст.) : матэрыялы Рэсп. навук. канф. (Гродна, 23-24 кастр. 2008 г.) / ГрДУ імя Я. Купалы ; рэдкал.: І.І. Коўкель (адказ. рэд.) [і інш.]. – Гродна : ГрДУ, 2009. – С. 4-10 с.
  5. Даниленко, В.Н. Политические партии и буржуазное государство / В.Н. Даниленко. – М.: Юрид. лит., 1984. – 192 с.
  6. Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск : Выш. шк., 2008. – 543 с.
  7. Котляров, И.В. Политические партии Беларуси: теория, история, современность/ И.В. Котляров. – Минск: МИУ. – 2006.
  8. Коўкель, І.І. Узнікненне першіх палітычных партый на тэррыторыі Беларусі, іх асноўныя ідэйныя накірункі // Грамадскі рухі і палітычныя партыі ў Буларусі (апошняя чвэрць XIX–пачатак XXI ст.) : матэрыялы Рэсп. навук. канф. (Гродна, 23-24 кастр. 2008 г.) / ГрДУ імя Я. Купалы ; рэдкал.: І.І. Коўкель (адказ. рэд.) [і інш.]. – Гродна : ГрДУ, 2009. – С. 11-35.
  9. Мортон, А.А. История Англии / Пер. с англ. Н.Чернявской. Ред. А.Самойло. – М.: Изд-во иностр. лит., 1950, – 463 с.
  10. Минина, Н.В. Законодательная база становления и функционирования политических партий России в начале XX века : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 Воронеж, 2007. – 246 с.
  11. Сведения о политических партиях, зарегистрированных в Республике Беларусь / Министерство юстиции Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minjust.gov.by/directions/compare_coverage/registration/information/ – Дата доступа: 24.12.2022.
  12. Статут Вялікага Княства Літовскага 1588 / Пераклад на сучасную бел. мову А.С. Шагун. – Мінск : Беларусь, 2005. – 207 с.
  13. Маркс К., Энгельс Ф. 0-11 О принципах партийного строительства. – М.: Политиздат, 1983. – 351 с.
  14. В. И.  Ленин  о партии (выдержки из работ) / Режим доступа: http://klassiki-marksizma.narod.ru/LENIN/LENINoPARTIIi.htm
  15. Круглова, Г.А. Политология : учеб. пособие / Г.А. Круглова. – Минск : асар, 2013. – 360 с.
  16. Романовский, И. Ф. Современные политические партии Беларуси: генезис, динамика развития, проблемы / И. Ф. Романовский // Працы гістарычнага факультэта БДУ: навук. зб. Вып. 2 / рэдкал. У. К. Коршук (адк. рэд.) [і інш.] – Мн: БДУ, 2007. – С. 185–188.
  17. Привилегии шляхты и компетенция королевской власти. Из «Генриховых артикулов» (1573) / Хрестоматия по истории южных и зарадных славян: Учеб. пособие для вузов: В 3 т. Т. 1. Эпоха феодализма / Отв. ред. М.М. Фрейденберг. – Минск: издательство «Университетское», 1987. – 272 с.

 

+1
0
-1