А.Л. Куиш. СУЩНОСТЬ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛ И ИХ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ

Смысловая координата:

В этих тезисах мы попытаемся определить роль и место мужского и женского начал в развитии человеческого общества, оценить их современное состояние и наметить перспективы. Для решения поставленной задачи надо изучить природу этих начал, выявить их социальный статус, определить тенденции их развития. Эти задачи мы будем решать в рамках философского и социально-научного исследовательских подходов.

 

Историко-философские взгляды на мужчину и женщину. Исторически, начиная ещё с древних времён, философский взгляд на мужчину и женщину был как на две разные сущности. Впоследствии, с появлением науки, мужчина и женщина изучались как философией, так и широким спектром естественных, социогуманитарных, медицинских и иных наук.

В философии мужчина и женщина рассматривались как производные от двух разных начал, каждое из которых имеет фундаментальный характер. Например, в китайской философии – это мужское и женское начала («инь» и «ян»), которые понимались и трактовались очень широко, как изначально присущие всему миру, а на этапе появления человека, реализованные в нём. Эти начала связаны друг с другом диалектически, то есть с одной стороны, находятся в единстве, а с другой, – представляют из себя противоположности. Так связаны друг с другом в нашем мире многие вещи. Единство мужчины и женщины находит своё выражение в понятии человеческого рода, к которому они оба принадлежат, противоречие связано с тем, что они представляют из себя противоположные начала.

Эти отличия, как показывают результаты современных научных исследований, проявляются уже на генетическом уровне, который является для любого живого организма фундаментальным. Они находят своё дальнейшее проявление как в разных свойствах самого человека (физиология, антропология, психология), так и в разных областях человеческой жизни, таких как культура, мировоззрение, социальная жизнь и т.п. Неудивительно, что в соответствии с этими различиями, устанавливаются и разные роли мужчины и женщины в социальном процессе, в функционировании общества в целом. Эти роли отшлифованы веками и соответствуют физическим, физиологическим, психологическим и ментальным характеристикам мужчины и женщины.

 

Трансформационные процессы в мужском и женском началах: истоки, развития, причины и проявления в современную эпоху. Сдвиги в мужском и женском началах, их понимании, социальном статусе и роли, стали появляться в эпоху индустриализации, когда труд человека становился всё более производительным и эффективным, и он начал получать всё большее количество материальных благ. Это привело к изменению социальных условий жизни людей и, вслед за ними, социальных отношений и отношений полов. Появившийся больший диапазон социальной свободы был активно использован женщинами.

Современная эпоха началась с середины XIX века, когда впервые появились эмансипаторские женские движения и идеи, началось активное их вовлечение в политическую и социальную жизнь. Спектр этих движений был и остаётся очень широк: от радикальных до умеренных. Эти движения потребовали выработки некоторой единой теоретической позиции по проблеме мужского и женского начал, которая в настоящее время базируется на понятии гендера как, по сути, единого сексуального начала, имеющего множество проявлений, среди которых, в том числе, обнаруживаются мужчина и женщина. Эта идея её разработчиками рассматривается как большое достижение и обобщение в понимании сущности человеческого рода или даже биологического или вида.

Классическая картина мира, которая существовала всегда в сознании человечества, и которая базировалась на понимании мужского и женского начал как фундаментальных, отличных друг от друга, выполняющих каждый свои функции в обществе, в настоящее время отброшена. В постнеклассическом мире, мужское и женское начала выступают как частные случаи одного и того же гендера (всего этих случаев может насчитываться до нескольких десятков в зависимости от той или иной концепции гендера), реализованные в таких вот ипостасях: мужчины и женщины. То есть то, что ранее составляло фундамент мировоззрения, социального бытия, основу развития общества, в настоящее время выступает лишь как одни из возможных вариантов гендера. К такому выводу касательно онтологических оснований мужского и женского начал приходит современная философия пола.

Нельзя сказать, что эти теоретические измышления существуют абстрактно и в оторванности от нынешних социальных реалий. Они активно реализуются в современном мире, который всё более соответствует им. Проводится устойчивый курс на сближение полов, что находит свои проявления в трактовке мужчины и женщины, обеспечении их условий жизни, отношение общества к ним. Всё это приводит к перераспределению социальных функций между мужчинами и женщинами. Мало того, в настоящее время ощущается даже перекос в сторону большего благоволения к женщинам со стороны общества и государства, которые, как считается слабее и требуют большей заботы, а также были притесняемы в предыдущие эпохи и нуждаются в большей социальной защите.

К чему приводят данные процессы? Прежде всего, к тому, что идеи гендера, войдя в сознание современного общества, входят теперь в нашу реальную жизнь. Происходит нивелирование полов, их функций в жизни современного общества, изменение социальных ролей мужчин и женщин, уменьшение их естественного устремления друг к другу, снижение рождаемости. Традиционные, исторически, физиологически предопределённые процессы между мужчиной и женщиной затухают. То есть, казалось бы частное, по отношению к обществу, отношение полов начинает играть огромную роль в изменении характера социальных процессов, направлении развития общества, существующих внутри него отношений.

 

Развитие мужского и женского в условиях современной социальной реальности и на перспективу. Попытаемся ответить на вопрос, насколько процессы, описанные выше, являются искусственными, навязанными нам? Несомненно, у этих процессов имеются свои предпосылки. Это, прежде всего, технико-технологический прогресс, который улучшил материальный уровень жизни и сделал роль мужчины в семье не столь значимой, а женщине позволил жить автономно. Более высокий уровень жизни снизил социальную ответственность как мужчины, так и женщины перед обществом, своим родом, своими потомками. С субъективной стороны всегда появляются социально малоответственные люди, которые быстро разрабатывают и активно вбрасывают в общество непроверенные временем мысли, делают скоропалительные выводы, призывают общество к действию. Так во-многом сейчас и происходит с теорией гендера и базирующимися на ней социальными движениями. Реализуемые ими в жизни идеи, привели к неопределённой социальной ситуации, которая остановила активное демографическое развитие общества, усложнила отношения полов, сместила фокус в понимании человеческого рода, его источников развития и, в конечном итоге, ведёт к кризису в политической, экономической, духовной и иных сферах.

Каков выход из создавшейся ситуации? Действовать надо с учётом современных социальный и технико-технологических реалий. Исходить из мысли, что научно-технический прогресс должен помогать человеку в его жизни, а не создавать новые дополнительные проблемы там, где их ранее не было. Поэтому возврата к прошлому уже не будет. Однако возвращение исконных ролей мужчины и женщины, опора на истинный фундамент их природ, является определяющей. Политику в отношении взаимодействия полов надо строить, исходя из того, чтобы решать проблемы развития современного общества, прежде всего демографическую, социальные, культурные, духовные, поскольку материальные уже во-многом решены. Для этого требуются масштабные исследования мужского и женского начал в философском и научном контекстах (социальном, политическом, экономическом, культурном, духовном и др.), апробация и внедрение их результатов. 

На процесс функционирования и развития мужского и женского начал оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы. Однако создание ситуации сбалансированного сосуществования полов, развития человеческого рода с учётом их плодотворного и гармоничного взаимодействия, на основе глубоко проработанной концептуальности – задача вполне реализуемая и необходимая. Жизнь полов должна быть наполнена любовью в их взаимоотношениях, перспективой – в продолжении рода и смыслом – в его совершенствовании.

 

А.Л. Куиш,  к.ф.н., доцент, ст. научный сотрудник Института философии НАН Беларуси

+1
0
-1