Лидия Довыденко. Лад как единство разума, воли, веры и чувства справедливости

Смысловая координата:

главный редактор журнала «Берега»,
секретарь Союза писателей России,

кандидат философских наук

https://dovydenko.ru/

 

Лад как единство разума, воли, веры и чувства справедливости

 

Лад – это духовность семьи

Лад – это старославянское слово, означающее  согласие, мир, порядок, согласованность действий, системность, структурное единство и. соподчинённость. Лад и гармония – изначально очень близкие понятия. Гармонию связывают с созвучием, последовательностью, взаимозависимостью и смысловой дифференциацией.

Лад входит в представление о прекрасном в жизни, как сокровенная «сердцевина», носитель духовного и организованного, упорядоченного, «сияние порядка» . Это единство разума, воли, веры и чувства справедливости.

В каждой культуре, в каждой цивилизации своё представление о целостности личности, о роли женщины в социуме, о силе воли и духовной мощи.

В славянской цивилизации государство признает семью высокой ценностью, поддерживает это направление и считает даром божьим – взаимоотношения мужчины и женщины. Брак сохраняет веру, и когда человек трудится на благо семьи – это божественно, женщина, трудящаяся по хозяйству во имя семьи и детей – это божественное благодеяние. Успех мужчины невозможен без женщины. Высоко чтится имя матери. Нужно объявить XXI век – веком возрождения духовности как шанс на благоденствие, на улучшение положения семьи, на увеличение пособий семье, женщинам, детям, обеспечение гарантий социальной защиты, проведение большей образовательной и информационной работы по утверждению престижа семьи. Необходимо, чтобы семья была провозглашена центром роста и развития человека.

 

Инославие и институт женщины и семьи

 

В странах Запада с давних времён всё стало товаром, в том числе и женщина. Институт семьи там всё больше утрачивает свои позиции. Мы видим, что феминистское движение, продемонстрировавшее крайний женоцентристкий подход, не сделало женщину счастливее. Мы видим, что происходит увеличение детей-детдомовцев, стариков в домах престарелых, распространение гомосексуализма и лесбианства, что приводит к вырождению нации.

Проблема отношения к женщине видоизменялась в истории человечества. В естественных первых религиях мы видим женщину как часть целого, ее роль также важна, как и роль мужчины. С возникновением иудейства, а затем христианства отношение к женщине изменилось. На Вселенских соборах всерьез рассматривался вопрос, признать ли женщину человеком, и с перевесом лишь в один голос она человеком была признана. Но ей придали изначальную греховность, и сотни тысяч женщин погибли в период инквизиции. В период французской революции Олимпия де Гуж выступила с декларацией о правах женщин и граждан. «Что дает тебе власть над моим полом? Способен ли ты быть справедливым?» - обращалась она к мужчинам. Олимпия де Гуж была казнена в 45-летнем возрасте. 

 С наступлением капитализма продолжались попытки женщины освободиться от приниженности в социуме.  

После краха социализма в мире доминирует англо-саксонская идеология, получившая название неолиберализма и провозгласившая: «Все  - товар!» Неолиберализм стремится наказывать те страны и народы, которые не подчиняются его интересам, потворствуя мировой торговле женщинами. По данным ООН, около 4 миллионов женщин становятся жертвами этой торговли, приносящей доход до 19 миллиардов долларов в год всевозможным клубам, домом, кабинетам, сутенёрам. Необходимо, чтобы мыслящие люди на планете объединились против такой структуры мира на принципах духовности и нравственности.

 

Запад должен держать ответ перед человечеством за развращение женщины, где адюльтер провозглашается нормой. Сегодня человеческое общество нуждается в духовности, поддержании морально-нравственных принципов, в гармонических взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, и именно женщина может помочь своему народу, к которому она принадлежит, избежать вырождения, духовного оскудения, цивилизационного одичания.

 

Актуальные цели

 

 

Необходимо утверждение традиций своего народа, возвращением к истокам. Русская философия всегда относила к самому святому и центральному достоянию человека – семью и дом. Семья – та сила и духовная колыбель, в которой родилось и выросло всё, чем каждый из нас живет и дышит. Сейчас особенно ощущаешь глубину слов великого русского композитора XX века Г.В.Свиридова: «Возврат к национальной традиции - вот истинная новизна для нашего времени».

Сегодня же под воздействием аморальной культуры мира женщину выманивают из семьи, мешают ей быть матерью и женой, подвергая ее тяжким испытаниям, ослабляя семейные и родственные связи, разрушая успешные семьи. Женщину толкают на конкуренцию с мужчиной в заведомо неравных стартовых условиях, освобождая её от исконной миссии благочестия, целомудрия, веры, её истоков, роли воспитательницы детей и позитивного, облагораживающего влияния на мужа, отнимая у нее отождествление с обликом Родины. Ведь как говорят в Беларуси: «Радзiма пачынаецца з жанчыны».

Бесспорна уязвимость воспитания и обучения детей  в садах и школах преимущественно женщинами, которые обладают способностью преимущественно к тактическому мышлению, в отличие от мужчин, способных по преимуществу к стратегическому мышлению, поэтому сегодня мужчины не могут мыслить стратегически, заботясь лишь о сегодняшнем дне, как результат чисто женского воспитания.

Женщина должна помнить о своем достоинстве и ответственности, вести свою духовную работу и прививать нравственность своим детям, рассказывая им предания, притчи, в которых провозглашены духовные начала».

 

Славянский мир и мировая катастрофа

Мы опираемся на традицию "освящения Космоса", которая проходит через тысячелетия. Она подсказывает своё "прочтение", своё толкование неагрессивного отношения к миру. Это путь решения своих проблем не за счёт внешнего мира, а за счёт внутренних сил своей души. В то время как ресурсы внешнего мира ограничены, силы души границ не имеют. Такой путь особенно близок русскому сознанию и проявляется, например, в категории "терпения" играющей в нём громадную роль. Оно рассматривается как добродетель, исключительно высоко стоящая в иерархии народных ценностей: "Бог терпел, да и нам велел", "Без терпенья нет спасенья", "За терпенье Бог дает спасенье". Идёт ли речь о пассивном перенесении тягот? Но нет, в тысячелетней истории появились совсем иные черты - и не вопреки, а в связи с этим мировоззрением. Кажущаяся слабость оказалась силой. Как замечает Г.Федотов, "святые "непротивленцы" по смерти становятся во главе небесных сил, обороняющих землю русскую от врагов". И в роковой момент русской истории, перед Невской битвой, как рассказывает летопись, находившийся в дозоре воин Пелгусий видел св.Бориса и Глеба в ладье "одетых мглою". "Брате Глебе, - сказал Борис,  - вели грести, да поможем сроднику нашему Александру". Эта фундаментальная антиномия сознания: победа в мире дается жертвой, то есть за счёт внутренних сил души (прежде всего - Любви), а не физического преодоления внешних препятствий. Славянству очень близко распространение такого взгляда на все области человеческой деятельности, а не только на отношения между людьми. Важно помнить о событиях Великой Отечественной войны. Были опубликованы данные о том, что девушки, угнанные из оккупированной Белоруссии в Германию, оказались девственницами. Пораженные нацисты докладывали фюреру о высокой нравственности белорусского народа.

У меня нет намерений поставить выше всех народов Беларусь, я лишь хочу подчеркнуть, что важно не просто критиковать язвы времени, расписываясь в собственном бессилии и воспевая собственное отсутствие, но показать себя активными носителями культуры и гуманизма, делающими всё по гармонизации мирового сообщества и национальной безопасности в духовно-нравственной сфере.

 

 

 

 

 

 

+1
0
-1