Морозова И. И. СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОКОЛЕНИЙ

Смысловая координата:

Морозова И. И.

Институт философии НАН Беларуси

 

Согласно многочисленным исследованиям, в настоящее время наиболее выраженные отличия во взглядах на традиционную семью и семейные ценности демонстрируют представители различных поколенческих групп, формирование ценностных систем которых осуществлялось в различный исторический период [1, c. 180].

Существует весьма противоречивая информация по поводу наличия факта разрыва связи между поколениями. Одни исследователи полагают, что развивающийся процесс нуклеаризации семьи оказывает негативное воздействие: происходит ослабление связи между поколениями, меняется осведомленность младших членов семьи о старших. Представление детей о бабушках и дедушках базируется на эпизодических посещениях старших членов семьи. Другие исследователи указывают на иное положение вещей: разрыв между поколениями – миф. Например, данные социологического исследования свидетельствуют о специфике существующей взаимосвязи поколений в современных белорусских семьях: представители старшего поколения чаще помогают молодым семьям по уходу за ребенком в первые годы его жизни; дети и внуки помогают пожилым людям гораздо в меньшей степени, но на всем протяжении старения основными помощниками становятся дети и внуки, причем для самых старших респондентов их потомки играют все более важную роль [2, c. 15].

Интересные данные зафиксированы в проведенном в Беларуси в 2011 году 6-ой волны Международного исследования ценностей (WVS). С одной стороны, в основе воспитательной модели белорусов лежат традиционные качества, отражающие специфику национального самосознания, сохраняющие свою устойчивость в разных социальных слоях общества. С другой стороны, существует серьезная разница в восприятии наиболее значимых ценностей воспитания между представителями старшей и младшей возрастных групп. Молодежь реже считает необходимым формировать у детей трудолюбие, патриотизм, уважение к родителям, ответственность и чувство долга, а более важными качествами считает целеустремленность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, стремление к знаниям и образованию, способность адаптации к различным ситуациям. В основе многих современных профессий лежит требование коммуникации, контактность, поэтому важное значение придается коммуникабельности.

Наблюдается и значительная доля семей, которые не способствуют формированию у детей необходимых и соответствующих современным реалиям социальных компетенций, что вызывает особую настороженность. Примечателен и тот факт, что с 1990 года категория «честность» исключена из списка качеств WVS, поскольку якобы является слишком «конформистским» и не актуальным для современности понятием, однако в воспитательных приоритетах белорусов оно продолжает играть важную роль. Если категорию честности устранить из системы ценностей человека, то формирование личностной зрелости будет весьма затруднительно, поскольку личностная зрелость – это, прежде всего, нравственная ответственность, которую субъект берет на себя не только за свою жизнь и поступки, но и за жизнь окружающих людей («ближних» и «дальних»). Ответственность и ее субъектный характер проявляется в том, что она освобождена от контроля социума, она добровольна, глубоко личностна [3, с. 62].

Исследователи, анализируя межпоколенные и внутрипоколенные ценностные различия родителей, прародителей и детей, пришли к выводу о необходимости изменения культуры родительства в современном обществе, осознания значимости традиционных семейных ценностей в повседневности. Носителями таких ценностных установок, основными трансляторами, как правило, являются представители старшего поколения, которые отличаются, в первую очередь, тем, что соединили в своей жизни две эпохи, принципиально разные социально-экономические системы, качественно отличающиеся идеологии, что оказало решающее воздействие на воспроизводство и изменение содержания и направленности их ценностных ориентаций. В трудовой деятельности – ориентация на добросовестную, качественную работу на пользу организации, общества. В семейно-бытовой сфере – ориентация на сохранение семьи, обеспечение ее необходимыми материальными условиями, воспитание детей, а у некоторых и внуков в соответствии с традиционными моральными, трудовыми, эстетическими нормами. В досуговой деятельности – ориентация на привычное приобщение к новинкам киноискусства, литературы, театра, занятие самообразованием, любительским творчеством [4]. При этом нужно заметить, что сегодня еще живет последнее поколение многомиллионной жизни наших предков, живущих вне эры интернет, это «живые свидетели эры До-интернета». Больше никогда в истории не будет такого поколения [5].

Межпоколенческое взаимодействие внутри семьи, всесторонний опыт представителей старшего поколения является тем потенциалом, способным оказать серьезное влияние на процесс формирования общественно значимых ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных взаимоотношениях детей, родителей и прародителей. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения. Представители старшего поколения обладают бесценным даром – мудростью, которую А.Г. Спиркин определяет «личностной характеристикой совершенного знания, предполагающей способность мастерски применять эти знания в жизни и вести себя благоразумно, с достоинством и предусмотрительно, а также способность схватывать общее и существенное в вещах, с наименьшими затратами средств достигать максимальных результатов, решать возникающие в настоящем проблемы на основании прошлого опыта, реалистической оценки ситуации и логических приемов с точки зрения возможных будущих последствий» [6, c 108]. Закладывая основы духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него способности регулирования своего поведения, семья, в свою очередь, исходит из социально-нравственных и социально-культурных норм как общества в целом, так и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей и прародителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, формирования у них самосознания.

На протяжении ряда лет не утрачивает своей актуальности необходимость большей солидарности семьи и межпоколенной сплоченности. На государственном уровне широко созданы и продолжают создаваться внешние условия для реализации такой внутрисемейной сплоченности (проведение различного рода мероприятий, фестивалей семьи, конкурсов, создание папа-школ и т.д.). Семья же должна активизировать внутренние усилия для укрепления межпоколенного взаимодействия (нужно не только посещать эти мероприятия, но и организовывать внутрисемейные, оказывать помощь родителям, прародителям и т.д.). Наряду с реализуемыми мерами государственной политики необходимо в рамках семейного взаимодействия активизировать патриотическое воспитание (сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, приобщение детей к малой родине и т.д.). Усилить роль организации семейного досуга, постулируя истинные традиционные ценности. Важно также продолжать традиции семейного досуга предков. «Семья – это базовая витальная ценность, отношение к которой носит долговременный характер. То, что она находится в центре аксиологической структуры индивида, позволяет надеяться на сохранение преемственности поколений и устойчивости общества» [7, с. 6].

Литература

1. Сосновская, Н.А. Семейные стратегии населения республики Беларусь / Н.А. Сосновская // Социологический альманах. – 2018. – № 9. – С. 179 – 187.

2. Тайникова, Ю. О браке и семье / Ю. Тайникова // Аргументы и факты. – № 51(520). – 2017. – С. 15.

3. Абульханова, К. А. Личность как субъект жизненного пути / К. А Абульханова // Время как фактор изменений личности: Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова. — Минск: ЕГУ, 2003. – С. 24 – 66.

4. Комлева, Е.Р. Динамика ценностных ориентаций старшего поколения россиян в трансформирующемся обществе: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Е.Р. – Комлева. – Екатеринбург, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/dinamika-tsennostnyh-orientatsiy-starshego-pokoleniya-rossiyan-v-transformiruyuschemsya-obschestve#ixzz48WTBWQf4. – Дата доступа: 09.08.19.

5. Шестакова, И. Живые свидетели эры До-интернета // Общество. Среда. Развитие. – № 1. – 2017. – С. 47-51.

6. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. – М: Политиздат, 1972. – 303 с.

7. Бурова, С.Н. Современная семья: крах или другая жизнь? / С.Н. Бурова // Социология. – 2015. – № 2. – С. 4 – 15.

+1
0
-1