Полезность жизненного опыта В.В.Розанова

Здравия, Всем .

  Вчера я участвовал в конференции посвященной известному русскому публицисту,  мыслителю  Василию Василию Розанову, которая проходила в Русской Христианской Гуманитарной Академии (РХГА), где меня попросили ещё месяц назад  прочитать доклад на тему "Розанов и современность". В отличие от других хвалебных докладов в отношении Розанова  мой доклад отличался суровой реалистичностью  подхода и смелостью в "боязливых" темах, вероятно поэтому он  заинтересовал многих, и даже ректор Академии попросил меня прислать ему на эл.почту мой доклад. 
       Трагический  жизненный  опыт интеллектуальный метаний В.Розанова, за который он заплатил своей жизнью, - является частью  дорогостоящего  жизненного опыта  и мудрости  всего русского народа, и во многом его следует учитывать в современной реальности - в современной России. Такого вида  полезной  мудрости  в спортзалах и на военных полигонах  не возможно  приобрести.
    Прикладываю указанный  доклад,  - возможно кому-то он будет полезен, при этом следует учитывать - что я должен был уложиться с этим докладом в 15  минут, поэтому  если кого заинтересует больше, шире и глубже информация на эту тему, то её найдете в моей книге № 4  "Позорный период русской интеллигенции" - о том, как в критический исторический период "мозг", "ум" русского народа  не выдержал сурового испытания  в интеллектуальной борьбе - и проиграл  свой народ и свою Родину.  Такого вида жизненный опыт народа  существует для того - чтобы следующие  поколения  русских, не зависимо от их  разных  верований и партийностей,  - не повторяли  подобных  ошибок  и подобных  поражений.         С уважением, Р.К.


                                Полезность  жизненного   опыта   В.В.Розанова

 

Доклад  22 марта  2019г.  на  конференции  по В.В.Розанову  в  Христианской Гуманитарной  Академии     (Василий  Васильевич   Розанов 1856–1919 гг.)

 

    40-летнпий   В.Розанов  писал: «В 1895–1896 году  я определённо  помню, что у меня не было тем. Музыка  в душе  есть, а  пищи  на зубы не было».

    И как прочие бездари  в творчестве  по примеру Белинского, Добролюбова  и пр. он  занялся  критикой:

      «У Грибоедова  везде  недостаёт теплоты;  у Тургенева  нигде нет религиозного,  христианского  глубокомыслия… Крылову недостаёт интеллигентности»,  о М. Салтыкове-Щедрине  -  «Пренесносный  Щедрин», «Как “матёрый волк” он наелся русской  крови и сытый отвалился в могилу (о Щедрине)».

     о К. Леонтьеве  - «Славянофил  без добродетели», «Поджигатель», «хотел бы ввергнуть в борьбу и распрю, даже в страдание», «диктатор без диктатуры»

Наконец -  «эхо-Пушкин   нигде не внедряется в предметы, а, как волна только окатывает их…».

      В. Розанов:  «Рот  переполнен слюной, — нельзя  выплюнуть. Можно попасть в  старцев».

    От Розанова больше всех досталось Николаю  Гоголю -   «у Гоголя  нет благодушия  и  простодушия…»,  «холодный  человек»,  «дьявол   вдруг помешал  палочкой  дно: и со дна пошли токи мути, болотных пузырьков… Это пришёл  Гоголь. За Гоголем  всё.  Тоска.  Недоразумение…», «Появление Гоголя было большим несчастьем для России, чем всё монгольское иго… В Гоголе было что-то от трупа».

     Через 10-15  лет  проследим  эволюцию  Розанова  по отношению  к Гоголю...

 

    Поиски «пищи на зубы» привели В. Розанова  6 марта 1903 года  к  Льву Толстому: «Проговорили   весь день… Между прочим о семье и браке, о поле, — я увидел, что  во всём этом он путается, как переписывающий с прописей гимназист… и  ничего в этом не понимает… Ни - анализа, ни - способности комбинировать; нет  даже — мысли... С этим нельзя взаимодействовать, это что-то imbecile…» (слабоумное).

     И Р. Написал  работу «На закате дней», в которой   додумался  за  три  года  до смерти Л. Толстого издевательски  описать — как будет выглядеть смерть Толстого и реакция публики на  это, — чтобы Л. Н. Толстой  ещё при жизни смог почитать о своих похоронах…

     В работе  Розанова  «Поминки  по  славянофильстве  и  славянофилах» (1904 г.) – досталось  и  славянофилам.

 

 

 

 

                                            Мыслитель   Розанов

«У  меня есть какой-то фетишизм  мелочей. Мелочи  суть  мои  боги»

 «Я  ввел в  литературу  самое  мелочное, мимолётное,  невидимые движения души,  паутинки  быта»,        «Человек живёт как сор и умрёт как сор»

                            Родила  червяшка  червяшку.

                            Червяшка поползла.

                             Потом умерла.

                             Вот  наша  жизнь.

 А  на  философском  поле  Розанов  не мог не задеть великого В. Соловьёва.

 

                                               Розанов  и  В.Соловьёв

«Такой будет жить “в номерах”, “гостить у приятеля”, но ни к кому не станет “на хлеба”. “Соловьёв харчуется там-то”, — нельзя выговорить, и просто такого не было», — писал с завистью и одновременно с ненавистью о В. Соловьёве  Розанов.

     «Вл. Соловьёв в высшей степени “властей не  признавал”, и это  было как-то метафизично у него, сверхъестественно;  было как-то страшно и особенно».

«Соловьёв «был  таинственным  и  трагическим  образом совершенно не русский».

     «Многообразный, даровитый, нельзя отрицать — даже гениальный Влад. Соловьёв  едва ли  может войти в философию по обилию  в нём Вертящегося  начала»

      Ситуация с В. Соловьевым  напоминала   известный  сюжет из басни «Слон  и  Моська».   В. Соловьёв  в 1894 году в статье «Свобода и вера»  очень  метко обозвал В. Розанова — «Иудушкой  Головлёвым»

за  его «это  своеобразное, елейно-бесстыдное  пустословие».

     А когда во сей своей славе Соловьёв   26 февраля 1900 года  в помещении Петербургской   городской Думы  читал публичную лекцию  и  обратился к своей  работе  «Краткой  повести  об  Антихристе» и  стал  рассуждать

об  Антихристе   и  его разоблачении, —  то  в самый   напряженный момент в полной тишине   его  недруг Вас. Розанов  неожиданно с  грохотом  упал со стула   в сопровождении дружного  хохота  и  шуток   о разоблачении антихриста  Розанова.

       Но В. Розанов  наконец-то  заподозрил  слабое  место Соловьёва  и  своё преимущество  перед   ним:  «Уверен, что хотя  “влюблены  в него были многие”,  но он  никого  решительно, ни  одной  девушки  и  женщины, не “поцеловал   взасос”…».

      И  Розанов  замахнулся  в этой  табуированной теме  - в сексуальных отношениях  на серьёзные открытия – и   в его работе  «Лунные  люди»  есть название главы    «Пол  как   прогрессия  нисходящих и  восходящих величин», где    Розанов   вполне  серьёзно  пытался  вывести  математическую  формулу половых   отношений, но  научного открытия  у него не получилось.  Хотя  он сделал  глобальный  вывод:

    «Связь  пола с Богом — большая, чем  связь ума  с Богом, даже  чем Связь  совести  с Богом…».

    В этой теме он обрушился  с  критикой  на  христианство  и Пушкина -   христианский  брак по  Розанову — это «голое  и  безлюбовное   размножение», производство  «духовных  чад  Церкви».

     «”Татьяны  милый  идеал” — один из величайших ложных шагов на пути развития и строительства  русской семьи… Я говорю, идеал Татьяны — лжив и лукав…».

      Узнав, что в Индии  есть два древних эпоса,  он воскликнул:  “Ничего  в России  нет, — нет вот такой  Рамайаны  и  Махабхараты… Ничего нет…

Бездарный,  слабый  народ.  Не   великий духовно и умственно”» - это о русских.

Отсюда  и  знаменитый афоризм  Розанова  о России:  «Свинья — Матушка».

     Идеал  во всем – и в половых  и семейных  отношений  В. Розанов  обнаружил  не  у индусов, а у евреев:

    «Бедные торговки и сплетницы, несчастные процентщики и часовщики  в дни труда и забот, — они  среди свечей и огней священных  воспоминаний  в вечер истины (субботний вечер)  как бы становятся  царями земли… — “они  возжигают  свет  новой  жизни”  не как  свиньи и мы…»

    И здесь  начинается  потрясающая  трагическая  история  Розанова  с евреями.

 

                                                Розанов  и  евреи

«Всю жизнь Розанова  мучили евреи. Всю жизнь он ходил вокруг — да около них как завороженный…», — писала в мемуарах З. Гиппиус

     Розанов  объяснял: «Отроду  я никогда  не  любил  читать  Евангелие. Не влекло. Напротив,  Ветхим Заветом  я не мог насытиться…»

     В. Розанов  писал Гершензону:  «Что касается евреев, то, не думая ничего о немцах, французах  и  англичанах… -  я как-то и почему-то “жида в пейсах” и физиологически  (почти половым образом — В. Роз.) и художественно люблю и, втайне   в обществе всегда  за  ними  подглядываю  и любуюсь… Мне все евреи и  еврейки инстинктивно милы».

     И много лет подряд Розанов стал петь гимн  евреям.

    «Только   болваны — всемирные историки не догадываются, что без “жидка” гаснет   всемирная история».

      В 2000   году в  России  была издана  книга  еврейских  авторов  Ефима Курганова и Генриеты  Монди  под названием «Василий Розанов и Евреи», в которой авторы  утверждают: 

      «Розанов   нашёл  в себе силы признать, что полумеры  бессмысленны, что нужно или   отбрасывать условности  и  открыто  признавать  собственное варварство,  или  нужно  уживаться  с  народом Израиля  и  учиться у него великому  искусству  национального  самосохранения, что сам Розанов  и делал…   Никто не захотел понять, что Розанов не  осуждал, а восхищался (евреями) и завидовал им…   

    Всякая попытка низвергнуть Израиль  в бездну означает для русского человека только решительный откат к дикости, к полному озверению…

      Отрицать избранность еврейского народа, считать её временной, преходящей — это  ересь, ведь бог избранность эту не отменил… И христианство было для мыслителя (Розанова) не что иное, как замутнённый источник».

       Перед  еврейской, бундовской  русской  революцией  в России 1901-1906гг. Розанов  занимался откровенной   пропагандой  иудаизма  и  евреев в журнале «Новый путь», где  с 1903 года Розанов   печатает  серию  статей под названием «Юдаизм».

      И закономерно, что  жуткий  террор Азефа, Гершуни, Рутенберга  и  пр. еврейских террористов   Розанов  принял с  восхищением:

 «”Явились  как будто  безбожники, а работают  как ангелы, посланные Богом” – написал он в 1906 году. Соответственно радовался  он  массовому убийству террористами  русской  правящей  элиты:  например,    после убийства Плеве радостный В. Розанов   издал в Париже произведение  под  кощунственным названием  «Когда начальство ушло», где писал:

        «Сгорели в пожаре Феникса отечества  религия, быт, социальные связи, сословия, философия, поэзия».

        Молодой Н. А. Бердяев в 1907 г. дал точную оценку В. Розанову:

«Хвалёный “мир” Розанова    есть кладбище, в нём всё отравлено трупным ядом… Розанов… начинает флиртовать со стихией  революции… Но политическая   неосведомлённость, я бы сказал, почти  малограмотность мешает Розанову   разобраться  в существующих политических течениях…».

 

                                        В.Розанов  против  Христианства

   И соответственно, когда в этот период  революционные силы  гнобили  одну из опор народа  и  государства  -  христианство  и особенно Иоанна Кронштадского, то Розанов старательно  им  помогал  в этом  своими многочисленными  антихристианскими  лекциями, статьями  и  книгами:

   «Отчего падает православие»,   «Около церковных стен», «Русская церковь»,   «В тёмных религиозных лучах», «Тёмный   лик», «Люди лунного света»,  - «наше христианство — нехорошо  и  душевредно» - писал он.

      Не поняв, что либеральный  кружок  Гиппиус  духовно связан с  революционерами  Розанов в своей бурной   антихристинаской деятельности налетел на Мережковского:

      «Открыв  или  перелистав его книги, можно прийти в смятение, в ужас, даже — в негодование. “Бог, Бог, Бог, Христос, Христос, Христос”, — положительно нет страницы без этих Имён…» И  Розанов против Мережковского   повторил свой излюбленный антисоловьёвский прием:

         « “Идейно”  вы можете говорить что угодно,  а как вас положить в одну постель с “курсисткой” — вы пхнёте её ногой. Всё этим и решается.

      А с “попадьею” если также, то вы вцепитесь её в  косу и станете с ней кричать о своих любимых темах, и, прокричав до 4-х  утра, все-таки в конце концов совокупитесь с нею в 4 часа, если только   вообще  можете совокупляться (в чём я сомневаюсь — Роз.). В этом всё дело, мой милый, — “с кем можешь совокупляться”. А разговоры — просто глупости…».

     В это же время  Розанов  в очередной работе  в 1909 году «О Песни Песней» продолжал  петь  восторженный гимн еврейской  нации.  И  еврейский художник Бакст в благодарность от еврейского народа  написал  большой  портрет Розанова –  который сейчас  в Третьяковском  музее.

       По своей политической  безграмотности  Розанов поссорился и с революционным писателем М.Горьким, без его согласия  опубликовал приватную  переписку между ними. По этому поводу известный писатель

Леонид Андреев писал в письме Горькому:

       «Относительно Розанова — …Бывают   же  такие  шелудивые  и безнадёжно погибшие  в скотстве собаки, в которых даже  камнем  бросить противно, жалко чистого  камня». Хотя  позже  Горький  ответит  Розанову  добром.

 

                      Наступил  переломный  для  В. Розанова  1911 год

В 1911 году  Розанов  активно и очень оригинально  встал  на  защиту еврейского сообщества  в дискуссии по нашумевшему  делу Бейлиса, якобы ритуально   убившего  в Киеве  православного мальчика  Юру Ющинского.

      Розанов с  помощью своих  еврейских  друзей  взялся  за  глубокое изучение этой темы.  И его оригинальность состояла в том, что в первом варианте  своей книги  «Обонятельное  и  осязательное  отношение  евреев к  крови»  он, признавая  умышленный  ритуальный  характер  убийства  мальчика, - попытался оправдать это убийство, совершенное 13 уколами в виде пентаграммы,   некими  высшими  религиозными смыслами.

       Журналист и писатель  Владимир  Крымов   по этому поводу заметил о Розанове: «…будучи уверен, что какие-то  секты ортодоксальных евреев употребляют христианскую кровь, он  это  отнюдь не осуждает, он этим тайно восхищается».

        Понятно, что при  этом  друзья  В.Розанова – евреи, пришли  в ужас и гнев, безмерное  юдофильство Розанова  стало для  них  опасным.  З. Гиппиус по этому поводу писала:

       «По существу, (Розанов) пишет за  евреев, а вовсе не против них, защищает Бейлиса — с еврейской  точки  зрения. Положим, такая защита, такое “за” было тогда, в реальности,   хуже всяких “против”;  недаром даже  “Новое  время”  этих статей не хотело  печатать».

 

 

                                   Период   преображения  В.Розанова

      Непонятый  любимыми  евреями  В.Розанов  возмутился  и  в начале  просто ощерился, сделав  несколько критических реплик:

        «…Как  зачавкали  губами  и  идеалист Борух, и такая милая  Ревека Ю-на, друг нашего дома, когда   прочли “Тёмный лик”… Они думали что я не вижу, но я хоть и “сплю вечно”, а подглядел… И такое счастье  на губах, точно она скушала что-то сладкое.

        Таких физиологических   вещиц  надо  увидеть, чтобы понять то, чему мы не хотим верить в книгах,  в  истории, в сказаниях. Действительно, есть какая-то ненависть между Ним  (Иисусом Христом) и еврейством. И когда думаешь об этом — становится  страшно. И понимаешь нуменальное, а не феноменальное: “распни Его”,  Тут я сказал себе: “Назад!  Страшись!”».

       На почве новых мыслей Розанов стал сближаться с   выдающимся философом  и  священником  Павлом  Флоренским, который  оказал  на  него большое  просветительское  влияние, сильно изменил сего сознание. Это заметили  окружающие его -    «Какой  был  юдофил. А вот - дружба с Ф… -  Забыл своё влюблённое притягивание к   евреям  под  влиянием Ф.» -  сильно  переживала «прогрессистка»  Гиппиус.

        В.Розанов  оправдывался  перед  старым  приятелем  Гершензоном: «Антисемитизмом  я,  батюшка,  не  страдаю: но мне  часто  становится  жаль  русских, — как  жалеют  детей маленьких, — безвольных,  бесхарактерных,  мило  хвастливых, впечатлительных, великодушных, ленивых...».

      Словно через сильный туман   55-летний В. Розанов  наконец-то стал видеть другие  контуры.  «Все   они — сладкие, демократичные. И безжалостные» - заметил  Розанов, и  скоро -  последнее  он в полной  мере  ощутит  на  себе.

      Большое  впечатление  и  поворотное   потрясение  произвело  на Розанова  убийство еврейским террористом  главы правительства П.А.Столыпина. Теперь  он  не радовался  и  не восторгался  этим убийством   – как  ранее  убийству министра Плеве и прочих русских руководителей. В письме  Гершензону он писал:

       «Я  настроен  против  евреев (убили все равно Столыпина или нет, — но почувствовали себя вправе  убивать “здорово  живёшь” русских), и у меня (простите) то же чувство, как у Моисея, увидевшего, как египтянин убил еврея».  В. Розанов писал:

       «Что делать, после   убийства  Столыпина  - у меня как-то всё оборвалось к ним (посмел бы русский  убить  Ротшильда  и вообще “великого из них”). Это - нахальство натиска, это “по щеке” всем русским — убило во мне всё к  ним, всякое  сочувствие, жалость».

       И мы видим – теперь 57-летнпий  Розанов  не  стыдился своего  антисемитизма, и на примере   Розанова мы видим – как антисемитизм  закономерно,  естественно  возникает  даже  у  демократично  и  либерально настроенных людей.

         Особенно  Василию  Розанову  стало жаль  русских крестьян, когда  он  в 1913 году   летом  отдыхал  у знакомых в Молдавии  в местечке  Сахарна   и с ужасом открыл для себя истину жуткого закабаления  евреями  крестьян, эту картину он описал в своем произведении  «Сахарна», в котром писал:

      «Сила его (еврейского народа)  всегда больше силы окружающего  населения, хотя евреев была бы  горсточка, и даже всего пять-шесть семей, ибо эти пять-шесть семей (аналогия с современными олигархами – Р.К.)  имеют родственные, общественные, торговые,  денежные связи с Бердичевым  и Варшавой, да  и с Венгрией, с Австрией;  в сущности  со всем светом…  Они имеют “у своих” бесконечный кредит… (и т. д.)…

      И этот “весь еврейский свет” поддерживает   каждого Шмуля  из Сахарны, и “Шмуль в Сахарне” забирает всю Сахарну  в свои руки, уже для пользы не своей, а всего совокупного еврейства,  ибо укрепившись здесь, он  немедленно призывает сюда родственников,  родичей, единоверцев  в помощь себе… - в  сущности  за один обеденный стол с собою, где они кушают тёмную молдавскую   Сахарну, кушают её посевы, её птицу, её скот, всё это скупая за бесценок   через моментально  образуемые  синдикаты  и  не  подпуская никакого   чужого  покупателя  ни к  какому продукту. Сахарна  пашет, работает, потеет. А евреи  её пот обращают в золото и кладут в карман».

     Позже,  ещё раз  обращая внимание на большой  плюс  и преимущество  евреев – на их  национальную  сплоченность  и  взаимопомощь, Розанов  написал:  «Евреев — не 7 миллионов.  Еврей один, у которого 14  миллионов рук и 14 миллионов ног. И он   везде ползёт и везде  сосёт».  

       Это было повторение  сказанного  ещё до нашей  эры  древним  философом Плинием: «Нет  тысячи  евреев, а есть  один еврей, помноженный на тысячу».

       Кроме этого  В. Розанов открыл для себя истину, которую ещё в середине 19-го века в произведении «Пропала совесть» объяснял М. Е. Салтыков-Щедрин, — В. Розанов:

     «Знакомые  дорожки  еврейства, выложенные  червонцами, несомненно проведены  не  в одну полицию и кредитную канцелярию  министерства финансов… и в большинство редакторских кабинетов. Трудись Израиль и множь золото, — и все запищат в твоей власти».

       Обширные  знания,  полученные В. Розановым  за  долгие  годы дружбы с евреями,  теперь  заработали   против еврейского  сообщества  в России,  Розанов  в 1913 году  в своей работе  «Евреи и “Трефные христианские царства”»,  обратил внимание на  фундаментальную  истину,  которую  через  сто лет повторил  в совей книге «Двести лет вместе А.Солженицын» - Розанов:

      «Скрывая  или  оставляя в  тени тот факт,  что  сами  евреи  воистину поклоняются  Молоху  своего  национализма, что кроме  национализма они  и не имеют никаких других питательных  духовных корней  и  даже сам  “Бог”,  Существо всемирное  и всечеловеческое, — для них есть исключительно  “еврейский бог”,  нимало  не  пекущийся  о других народах и даже  к другим  народам  враждебный.

     Евреи в то же время уничтожают, высмеивают и всячески выедают народное чувство, сознание   своей истории  и государственную  гордость у французов, у немцев, у  русских».

      И мы наблюдаем – как В. Розанов  из  либерального   русофоба,  выродка, превращается  в  русского  патриота  и  нормального русского  националиста , и теперь он уже не называет  свою Родину-Россию –  «Свинья»,  а пишет другое:    

      «Счастливую  и великую  Родину любить  не велика вещь. Мы её должны любить, именно когда она слаба, мала,  унижена, наконец  глупа, наконец, даже порочна…  Но и это ещё не последнее:  когда  она наконец  умрёт  и, обглоданная  евреями,  будет  являть  одни  кости, — тот будет “русским”, кто будет плакать около этого слова, никому ненужного и всеми покинутого». - Сказано трогательно, верно, сильно и необычайно актуально.

     У Розанова появились  и  антилиберальные  убеждения о пользе табу и запретов  для людей:  «Устраните   берега,  и  река  разольётся  в  болото».

      К 60-ти годам  Розанов  поменял  на  противоположное  многие свои взгляды, в том числе  - и на Николая Гоголя,  он писал Струве:

       «Я  всю жизнь  боролся  и  ненавидел  Гоголя:  и  в  62  года думаю:  “Ты победил,  ужасный хохол”.  Нет, он  увидел  русскую  душеньку верно,  хотя  и  пробыл  в  России  всего  несколько часов».

      В октябре 1913 г. В. Розанов написал несколько статей по «делу Бейлиса» уже с другой точкой зрения:  «Для меня — Андрей  Ющинский есть  мученик  христианский. И пусть дети наши молятся о нём, как о замученном праведнике», — писал  Розанов

       Но  информационное поле над Россией  и общественное  мнение  фактически  было уже  захвачено  еврейскими  олигархами  Рубинштейном и пр. – и никто не рискнул  их  печатать. В своих дневниковых записях  Розанов отметил:   «10 октября 1913 г. — не пропускают моих статей о  Ющинском».

     Только одна  татарская  газета  «Земщина»  в 1914 году  согласилась печатать его статьи  «Европа  и евреи», «В соседстве  Содома», «Ангел Иеговы у евреев» и пр.  

                                          Третирование   В.Розанова

      С  осени  1913 года  в России  началось  мощное  третирование  В. Розанова  на  всех уровнях: от  изгнания  его из  различных  обществ   и  до -  доведения  его и  его семьи до голодной смерти.  Либерал-демократы  и еврейские деятели  создали  много грязных анекдотов про В.Розанова, а некто  Н. П. Ашешов написал много статей,  позорящих Розанова, например название одной из них – «Всеобщее  презрение  и  всероссийский  кукиш».

        В. Розанов  своё  спасение, русского народа и  России видел в одном:     «Одна против  евреев  надежда — Царь. Оттого-то “вытолкнуть  из  России”  Царя,  подорвать у русских авторитет  Царя, поднять  Восстание  на  него - их лозунг».

   А в России  произошло худшее – Царя свергли.  И  В.Розанов,  уже  совсем  забыв  себя десятилетней давности,   весной 1917 года  книгоиздателю  И.Сытину  писал: «Как  же  это мы просмотрели  всю Россию…».

 

                                    «Спасительные   маневры»  В.Розанова

     В 1918  году высохший с  голоду до 40 килограммов   В.Розанов, потерявший из-за новой власти  15-летнегог сына,  уже  сломленный  бедами, он  пытался спасти от голодной  смерти  свою  семью  и попытался  покаянно заигрывать с новой властью – в письме благополучному  Струве он писал: 

     «Самый  “социализм  их”, как  его ненавижу,  все-таки замечателен:  все-таки ведь  социализм  выражает мысль   о “братстве народов” и “братстве людей”».

А в письме к  Голлербаху (1918 г.)  сломленный Розанов уже  писал:

    «Христианство  может  быть  только разрушено. Это — система мысли, и  спасения христианству  нет  никакого. Ранее, в печати, я уже только хитрил, хитрил много, ради цензуры  и  глупых  читателей».

       И чтобы  понравиться  новой  власти  и спасти семью  он  написал  антихристианскую  книгу «Апокалипсис» - «инсуррекция против христианства», в которой  Розанов стал осуждать Христа:   «Христос, занявшись “делами духа” — занялся чем-то в мире  побочным,  второстепенным, дробным, частным…

       Еда, питьё, совокупление. О всём  этом Иисус сказал, что — “грешно”».

Эти  реверансы  Розанова   перед  властными  инородными  комиссарами  ему не помогли, они его воспринимали – как предателя,   и  в письме  Мережковскому Розанов  писал-умолял:

       «Творожка  хочется,  пирожка  хочется». А в  письме Философову: «Господи, неужели мы  никогда не разговеемся  больше  душистой  русской Пасхой;  хотя теперь  я хотел бы  праздновать  вместе с евреями».

     И последняя попытка спасти свою семью – это завещание Розанова  евреям:

«Веря  в  торжество Израиля, радуюсь  ему, вот что я придумал. Пусть еврейская  община  в лице  московской  возьмёт  половину права  на  издание всех  моих сочинений и в обмен обеспечит в вечное пользование моему роду  племени Розановых  честною фермою  в пять десятин хорошей земли, пять коров, десять кур, петуха, собаку, лошадь, и чтобы я, несчастный, ел  вечную сметану, яйца, творог и всякие сладости и честную фаршированную щуку. Верю  в сияние возрождающегося  (в России) Израиля  и  радуюсь ему».

                                          Месть  мертвому  В.Розанову

         Зимой  1919 года Василий Розанов умер. В последний путь по всем христианским канонам провел его Павел Флоренский. Но и  после смерти  Розанова  новое прогрессивное общество вместе с новой властью продолжало его третировать, - упорно распространяли слухи, что будто бы перед смертью Розанов окончательно  отвернулся  от  христианства, от Христа  и  попросил:       

      «“Дайте мне изображение Иеговы”. Его не оказалось. “Тогда дайте мне Статую  Озириса”. Ему подали и он поклонился Озирису…» - писала дочь Розанова, которая обратила внимание,  что эту ложь распространял  Гершензон, Эфрос и др., -  « Буквально повсюду эта легенда.  Испугались, что  папа  во Христе умер.  И поклонился Ему»

       (Эфрос Абрам Маркович 1888–1954 гг. — видный «деятель» советской культуры, искусствовед, псевдоним — Россций. Гершензон Михаил Осипович — «более» видный деятель советской культуры: возглавлял Всероссийский союз писателей, председатель Лит. Секции Госуд. Академии художеств).

    Захватившие  Россию  комиссары  ненавидели  и мёртвого Розанова,  всячески ему вредили,  и  попытались стереть память  о нём – уничтожили  могилу Розанова.      «В 1923 году кладбище   в Черниговском  монастыре  было срыто, и,  несмотря  на  официальную  охранительную  бумагу  от  Реставрационных

Мастерских  в Москве, — могилы  К. Леонтьева  и  В. Розанова  были уничтожены. Чёрный  гранитный памятник  Леонтьеву  был  разбит в  куски, а крест на    могиле Розанова — был  сожжён», - отметил в своей книге замечательный   исследователь  В.Розанова  Александр  Николюкин.

                                                                                                  Р.К.   29.03.2019г. 

+1
0
-1