Кон Природы и парадигма Соборность, как базис русского мира: по итогам проведения научно-исследовательских работ «Фундаментальное исследование Общества»
Аксиоматика
Мир – целостность, которая живёт по некой системе взаимосвязанных основополагающих законов, которые распространяются на все составляющие мироздания, в том числе человека и общество. Эта система законов, как камертон предъявляет к любому объекту и явлению требования по их организации, технологии жизни и качественному развитию. Выживают только те системы, которые способны в той или иной мере соблюдать эту систему основополагающих законов.
Подход к решению задачи
Мы исследовали общенаучные подходы (более 20-ти) в которых обнаружили более 50-ти наиболее общих законов об организации, динамике жизни и качественном преобразовании и 11 целостных моделей организации и процессов движения естественных природных комплексов. Кроме этого мы обнаружили там подходы и методы, которые позволяют осуществить синтез общенаучных представлений в целостную модель: Тектологический подход Богданова А.А. (1917 г.), синтез через методологическую рефлексию СМД-методология Щедровицким Г.П. (1970-е г.), метод синтеза знаний по Юдину Э.Г. (1960-70-е г.).
Результат
В результате синтеза мы получили достаточно полноценное общенаучное целостное представление о природе, её организации, динамике жизни и качественном преобразовании.
Проверка результата
Первоначально методом опредмечивания мы проверили, может ли эта общенаучная модель описать человека и сообщество людей. Тем самым мы провели проверку на применимость общенаучной модели полученной в ходе синтеза к разработке теории общества. На основании положительных результатов проверки мы смогли получить Общую теорию Общества.
Мы также осуществили проверку, встречалась ли подобная модель в истории развития общества. Мы обнаружили, что существует в старославянском языке такое понятие, как Кон природы – изначальное начало всего. К нам пришло осознание, что в результате синтеза мы получили модель изначального начала – конфигуратор (модель) организации, динамики жизни и преобразования природы, Кон природы.
Дальнейшие исследования показали, что Кону природы соответствуют системы норм копного, земского, соборного и советского права, которые использовались повсеместно славянами. Особенность этих моделей общественного устройства заключалась в том, что они, кроме того, что сами были организованы в соответствии с Коном Природы, так ещё и в них принимались решения, которые соотносились с парадигмой, которую задаёт Кон природы.
Кон природы предъявляет ряд требований к себе и своим составляющим, вместе они формируют определённый образ (парадигму) мышления – взгляд на мир в целом и на его составляющие. Опять у нас встал вопрос, как именовать эту парадигму.
Славянофилы в IXX веке выделили главную отличительную особенность русского мира – соборность. Копа (громада), вече, земский собор – всё есть суть соборные собрания русского мира, Поэтому парадигму, которую задаёт Кон природы, мы именовали - Соборность.
Проверка парадигмы Соборность на уровне экономической теории показала, что она позволяет снимать противоречия между экономическими школами и выявлять противоречия в экономических теориях, в том числе политэкономического характера. К этому моменту, мы например, выяснили, что парадигма Соборность в философии может выступить методологическим основанием такого направления как экософия.
Парадигму Соборность можно использовать и для решения прикладных задач. Так с помощью неё мы можем проектировать реальные социальные, экономические и политические комплексы.
Существуют проекты регионального и федерального уровня реализованные в парадигме Соборность. В ходе реализации этих проектов выявлено, что сложные динамические социальные системы с множеством участников по эффективности, а именно: экономической, скорости и качеству принятия решений, социальной направленности, адекватности в своей организованности - превосходят те же самые социальные системы, построенные в соответствии с моделями кибернетического управления. На практике отмечается синергетический эффект связанный с эмоциональным, физическим и духовным энергетическим подъёмом участников этих проектов в связи с их переключением из состояния исполнителей, пользователей или потребителей в системе управления, в состояние коллективно действующих акторов.
Кон природы и парадигма Соборность обоснуют, что в системе государственного управления, необходимо организовать дополнительную ветвь власти – проектную (инженерную) власть, которая обеспечивает в обществе функцию исследования, проектирования и апробации моделей будущего устройства общества и отдельных сфер его жизни. Это должна быть именно власть, поскольку для качественного проектирования будущего необходимы полномочия для получения всей необходимой информации, привлечения участников исследуемого проблемного объекта к разработке.
Мы провели предварительное исследование понятия русский мир с позиции парадигмы Соборность. Выяснилось, что начиная с первых веков нашей эры, выходцев с территорий на которых в объединении проживали различные славянские рода, всех называли руссами, урусами, росенами и т.п., а в последствии образованные ими государства назывались Русью (Белая Русь, Киевская Русь, Владимирская Русь и т.д.).
С переселением на Восток славянские народы постоянно попадали в ситуацию меньшинства по отношению к коренным жителям этих земель, например к финно-угорским и тюркским народам. Оказалось, что восточные славяне применили парадигму Соборность не только по отношению к себе, но и по отношению к рядом с ними соседствующим народам. Они включали представителей этих народов в свои соборные собрания на равных правах. Более того вера славян, финно-угров и тюрков была природосообразной (языческой, в церковно-христианской терминологии), поэтому они быстро смогли согласовать свои природосообразные образы мышления. Славянское соборное мировоззрение стало ведущим в силу того, что имело более развитое целостное представление о Мире, это целостное представление о мире являлось кредом организации общества (требовалось жить по Кону природы, по старине) и это кредо они смогли распространить на отношения с разными народами на территории совместного с ними проживания.
Получается, что русский мир - это сообщество людей, которое осознаёт всеединство, организации мира природы и мира людей по Кону природы:
всеединство всех объектов и явлений природы в их многообразии;
всеединство природы, человека и общества;
всеединство всех людей, разных родов, народностей и национальностей в их самобытности.
Наш вывод состоит в том, что всеединство, это не одно из оснований русской идеи (русского мира) – это его базис.
Основываясь на промежуточных результатах теоретических исследований и разработок, теоретических, прикладных и практических апробаций, мы имеем право сделать вывод, что парадигма Соборность является новым направлением не только в социальных теориях, а также в других науках и философии. Так как, с помощью общенаучной парадигмы Соборность становится возможным проводить исследования в отдельных науках с позиции целостности и всеединства, развить новое научное направление в философии.
Парадигма Соборность также может выступить в качестве основания разработки нового цивилизационного проекта развития общества.
Полное изложение результатов исследований, разработки и апробаций парадигмы Соборность будут представлены в семи разделах (книгах) Отчёта о научно-исследовательских работах «Фундаментальное исследование Общества». Ориентировочные сроки публикации книг Отчёта – 2025 год. Подготовку Отчёта готовит Открытая народная группа «Методология и теория Общества будущего» Международного общественного движения «Народный институт развития» (URL: https://www.portal-nir.online/).
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии