Изведы с Сацевичем В. А., видным деятелем белорусского и общеславянского Родноверия.

Мероприятие: 
Смысловая координата:

Как Вы пришли в Родноверие?

 

 

Тогда, когда всё начиналось         на территории Белой Руси уже давно практически не было родноверов. Лет 15 назад мы собрались с молодыми ребятами, которые читали соответствующую литературу и сами захотели возродить традицию древних славянских обрядов. Мы в районе одной из деревень (здесь в Брестской области) нашли самый старожитный дуб (около800 лет) и назвали его дубом Перуна. Первым нашим праздником была Купала. Поскольку я был старше всех остальных меня попросили провести этот обряд. Самым главным в обряде было собственно посвящение в Славянскую Веру – Имянаречение. Кому – то стало близко имя Тур, кому – то образ Медведя, имя Медведко. Меня тогда спросили какое я возьму себе славянское имя и я ответил, что моё имя Владимир и так является славянским, но я его понимаю не как Владеющий Миром, а как сочетание слов «В -  Лад и Мир», наводить Лад в Миру и жить Миром с нашими славянскими народами.. Обряд удался.  Уже тогда мы придумали прохождение имянаречённых через Родовые Ворота, сделанные из прутьев деревьев. Стала закладываться традиция Купалы и других славянских праздников, которую  мы потом стали переносить с Белой Руси на Уральскую Землю, где праздник Купала проходил в рамках Дней Борьбы за Народную Трезвость  вначале на Тургояке. А потом на Еланчике. Получилось это так: первые праздники  у вас на Урале проводил коллектив нашего белорусского театра Купалинка, праздник имел форму скорее театрализованного представления с поиском ветки папоротника в лесу, переодеванием в ведьм и леших. И ваши же уральские ребята из города Первоуральска обратили моё внимание на излишнюю театрализованность, им хотелось, чтобы всё было по совести,  по правде, по-настоящему. Мне  их слова запали в душу, и когда меня попросили помочь провести настоящий славянский праздник, то я откликнулся на эту просьбу и сделал всё, чтобы праздник проходящий на фоне Дней Трезвости имел под  собой духовно трезвую основу и был максимально приближен к  народной традиции. Моя роль в проведении обрядов состоит в том, чтобы всё было компактно, трезво и гармонично, а сам праздник, собственно делают его участники, и ваши уральцы из Челябинска, Тюмени, других городов, и наши белорусские фольклорные коллективы, и казаки, и украинцы – все кому это близко по духу. Вот, так,  в целом я  и пришёл к Родноверию.

 

 

 

 

Как развивается  язычество, Родноверие в Белоруссии в настоящий момент?

 

         Вначале  наша молодёжь стала возрождать белорусские рыцарские традиции эпохи средневековья (9-11 века). Наверное это движение направлялось  и государственными институтами, а может быть даже и с Запада. Да. Наверное во многом с Запада. Кое-кому наверное очень хотелось чтобы у нас возродились и рыцарские ордена, и тамплиеры и другие такие же по свое сути христианские и неомасонские явления. Но, к удивлению руководителей этого, реконструкторского по своей сути движения, на  этих самых рыцарских турнирах стали звучать славления Славянских Богов и Славянских Предков. Организаторы были в шоке. И так происходило во всех городах Белоруссии. Дальше возрождение славянской традиции пошло  уже на самом высоком уровне. Вот, у нас, например, в Брестской области  лидером этого процесса стал Институт Культуры. Создан очень богатый своей коллекцией Этнографический Музей, постоянно проводятся экспедиции по нашему Полесью, в ходе которых изучается народная традиция. Однако, на государственном уровне официально доминирует всё же православная идеология. Так, если нашего Президента А. Г. Лукашенко в интервью спрашивают  какой идеологии он придерживается, то он , не задумываясь, отвечает, что православия. Поэтому и наш Институт Культуры это учитывает и в ходе своей работы придерживается официально православной линии, хотя многие монографии научных сотрудников содержат информацию о языческой традиции. Вот, так и во всём получается, то ли языческое православие, то ли православное язычество. Это и не удивительно, так как православие вобрало в себя очень многое из народной традиции, то, что не смогло изжить и уничтожить. Мы же сегодня понимаем Православие как «Славить Правь», так как это понимали наши предки.

  И на государственном уровне у нас бывают такие моменты когда Президент и члены правительства участвуют в  народных, языческих по своей сути обрядах, например обряде первой борозды весной, каждую осень  проводится Праздник Урожая, по сути собирается духовный урожай, празднуется и  Коляда, и Масленица. Все эти праздники празднуются на государственном уровне , но содержат в себе элементы народной традиции. Исторически так сложилось, что Белая Русь испытала на себе агрессивные волны влияния и с запада, и с востока, и с севера, и с юга. В таких условиях, казалось, бы наша народная, родовая традиция должна была бы исче5знуть, но она напротив стала сильней. И сегодня мастера Брестской сувенирной фабрики, например, по зову своего сердца  создают белорусские рушники, народные поделки и другие предметы несущие это самую традицию.

         Что же касается самой родноверческой конфессии, то  её становление идёт в Белой Руси уже 15 лет и у нас здесь есть свои особенности. Так, после Первого Родового Славянского Вече в Киеве, на Украине, где на сегодняшний день существуют уже целых 2 зарегистрированных  родноверческих объединения, мы .  белорусские исследователи Искона Русско-Белорусской культуры, решили что сможем организовать Второе Славянское Родовое Вече у нас, на белорусской земле, в городе Кобрине Брестской области. Это мероприятие было очень представительным. На нём присутствовали  родноверы Белой Руси, делегация с Украины, возглавляемая волхвиней Г. С. Лозко, была очень представительная  российская делегация , которую возглавлял  руководитель Союза Славянских Общин В. С. Казаков.  Российские родноверы были из самых разных городов и  областей: из Читы, Новосибирска, Челябинска, городов Центральной России, были представители московского издательства «Русская Правда». Я, в свою очередь, как руководитель Оргкомитета  данного мероприятия пригласил  на него многочисленных представителей научной общественности – докторов  и кандидатов наук из Белоррусского Государственного Университета (Татьяну Ивановну Шамякину, Марию Шамякину и Славяну Шамякину).    Из Московского Государственного Унивеситета (Ким Ивановича Шилина,), Брестского Пединститута и других научных организаций России и Белоруссии. На Вече присутствовали и представители  нашего  государственного комитета по делам религии, я их специально пригласил, чтобы придать мероприятию высокий официальный статус. Считаю Второе Славянское Родовое Вече большой заслугой, в том числе и белорусских родноверов. Возвращаясь  к теме особенностей белорусского родноверческого движения, хочу сказать, что мы. В отличие от Украины не торопимся  пока официально регистрироваться. До момента официальной регистрации нам нужно будет укрепиться в собственных убеждениях, укрепить славянскую духовную традицию на белорусской земле, накопить, образно говоря, критическую массу, для того чтобы быть едиными и сильными. Нужно будет также провести Славянское Родовое Вече Белой Руси и скоординировать действия всех направлений, существующих в белорусском Родноверии. Так, например, у нас есть такие язычники – Кривьи, чья деятельность , наверное инспирирована с Запада,  потому что они с большим негодованием относятся к русскому народу. Большинство же других родноверов считают, что основой достойного будущего всех славянских народов является их единство: единство Малой, Белой, Великой – единство всей Руси. Само понятие Белая Русь мы, белорусские родноверы воспринимаем как объединяющее , ведь именно белый цвет объединяет все цвета радуги.

В этом разговоре мне хотелось бы обратить внимание на такую очень важную  деталь взаимодействия между славянскими народами как взаимодополнение. Ведь, если кто-то среди нашего славянского союза, нашего родового дерева  будет главный, то  другим  более малым народам будет обидно.  Поэтому понятие взаимодополнение я и считаю очень важным. Если обратиться к традиции наших Древних Вед, то можно увидеть как Белобог дополняет Чёрнобога, а Чёрнобог – Белобога, день дополняет Ночь – Ночь дополняет день, мужчина дополняет женщину, а женщина  - мужчину. Никто не лучше, никто не хуже. Если 1000 лет назад народы пытались объединить на основе христианства, то сегодня мы можем на основе этой идеи взаимодополнения вновь воссоздать Русь Единую.

 

 

Расскажите теперь об обрядовой части Вашей духовной практики, ну например, о сути вашего варианта купальского праздника, который Вы проводите в том числе и на  Урале!

         На обряде Купалы, который мы проводим в том числе и  на Урале мы  приглашаем к  Родовому Столбу словами «Становись люди мудрые, люди славные, люди трезвые! Далее следует первый круг, по кругу передаётся  круглый как земля хлеб, каждый кладёт руку на этот хлеб и загадывает желание. После первого круга с передачей хлеба – символа жизни, идёт второй круг с передачей посоха – символа власти, каждый, сильный в какой-то области знаний или умений, каждый, кто сильнее в чём – то получает возможность проявить себя на самом сакральном уровне. И  на третьем круге мы зажигаем факел от общего родового костра, каждый поднимает его над головой, обозначает путь выбранный для себя и то, что он хочет принести людям.   В обряде получаются 3 круга – 3 этапа: Жизнь – Власть – Свет.

         Также  мы обязательно учитываем наличие во внутреннем развитии праздника мужского и женского начал, тоже с взаимодополнением без чьей то монополии , без чьего-то подавления. Для женщины свой образ, для мужчины – свой и они равны между собой и взаимодополняют друг друга.

         Я считаю, что даже в стратегической идеологии нашего будущего должны быть 2 начала  - мужское и женское, которые на каком-то этапе могут даже быть разделены, а потом вновь соединиться. Поэтому на нашем празднике Купала соединяются Земля – и Небо, Огонь и Вода, мужское и женское начала. Очень важный внутренний элемент праздника – превращения Ярилы в Даждьбога. Когда у древа завершается развитие вверх оно начинает от кроны питать свои корни. Когда мужчина в своём развитии доходит  до определённого уровня, то он начинает искать себе духовную пару. В этом и состоит  ещё один смысл Купалы – соединение мужского и женского начал , происходящее  одновременно с   превращением Ярилы в Даждьбога. Именно эта составляющая реализуется в купальских играх.

         Далее и происходит собственно соединение огня – Кола Ярилы – с Водой, после которого каждый может бросить в воду свой собственный венок, который  является   воплощением Коло здоровья.  

         Мужское и женское начала и далее тесно переплетается в нашем празднике. Так, в обряде по освобождению девичьей красы, символом которой является берёзка переплетается удаль молодецкая с чистотой юных девушек. После этого обряда  самый сильный юноша ищет себе самую красивую девушку, берёт её за руку. Потом следует очищение водой, непосредственно предшествующее прыжку через костёр – освещению пары огнём.

         Особо следует сказать об обряде имянаречения, который происходит перед соединением Коло с водой.  В ходе этого обряда человек получает Родное Славянское имя. Произошло формирование этого обряда у нас достаточно спонтанно, но нам удалось найти   нужные сакральные слова  и  дать  возможность прочувствовать человеку, что это просто, доступно и понятно.  Предельно доступно и понятно. Надо сказать, что многие  современные язычники  проводят достаточно дикие  и  страшные обряды: землю кушают, кровь пускают, ругают Иисуса Христа и.т.п. Насмотревшись на это нам захотелось всё сделать  по-другому – на  духовно трезвой основе. Главным смыслом нашего обряда мы  сделали осознание того, что человек, берущий Родное Славянское Имя , должен будет в последствии жизнью своей ответить за него. Перед символом Коло Ярилы, то есть перед символом Солнца просят выйти того, кто хотел бы получить  Славянское Имя.  Два человека ( один справа, другой – слева)   обходят его вокруг с факелами – символами Света, делая вокруг него своеобразный оберег, Оберег Солнечный.  Второй момент – взятие  Силы Земли. Человек ложиться на землю и ему говорятся слова «Возьми  силу земли, силу матери-кормилицы, силу могутную силу крепкую!».Потом, чтобы человек окончательно избавился от чуждого мировоззрения ему говорится «Встань с колен!». Человек должен знать, что он больше не раб, он встал с колен и потянул свои ладони, свои руки  к Небу Бездонному, чтобы там найти себя, свой путь развития свой творческий взлёт. В этот момент факел опускается в направление солнечного сплетения   имянарекаемого  и ему говорится «Возьми своё Имя Родное Славянское! Жизнью ответишь за Имя Своё!». Далее человек освящается водой. Потом ( мы долго искали эти слова) силой воздуха: «Ветер могутный, ветер сильный ветер вольный! Дай силу свою!». Обращаясь, к имянарекаемому произносим: « Ты теперь казак ( казачка) вольный,  сильный и славный!». Смысл этих слов «ты можешь делать, что хочешь, но важно, что двои дела ,  твоё веданье вели тебя на правильный путь».

 После освящения всеми четырьмя стихиями человеку говорится  «Возьми имя своё!». Очень важно, чтобы это имя человек выносил в своей душе. Человек произносит своё имя. После со стороны собравшихся звучит на четыре стороны света трёхкратное «Слава!» в его адрес.

Далее имянареченному вручается факел, чтобы он сказал своё слово: о смысле своего имени и своей жизни.

 В завершение обряда  имянаречённый  встаёт в один ряд со своими соратниками по  Славянскому  Делу.

Особо следует сказать о том, что мы все наши обряды  делаем  духовно трезвыми и здоровыми. Человек, принимающий Славянское Имя, должен быть, а хозяином своей земли, уважающим все  другие народы. Ведь  Русь – это как-бы позвоночный столб на который крепятся все другие народы.  Само  понятие Славянство кроме этнической составляющей имеет ещё и духовную, применимую в общемировой практике. Смысл Славянства как идеологии: мы не ходим за своими Богами с протянутой рукой, мы их славим, славим своей  жизнью, своими делами. И этот путь подходит для любого народа земли, если  негр в своей Африке прославит свою землю, то он сделает лучше  и себе  и своему народу. И наше дело  - это не какое-то насилие над другими народами, а взаимодополнение, взаимодополнение – очень важное слово, взаимодополнять – значит в многообразии и единстве жить. Такое простое и трезвое понимание сейчас очень актуально и очень важно. 

+1
0
-1