О. А. Павловская. Соотношение понятий «национальная безопасность», «цивилизационная безопасность» и «глобальная безопасность»

Смысловая координата:

Набирающий силу процесс глобализации способствовал значительному расширению представлений о сфере безопасности. Наряду с традиционным понятием «национальная безопасность» в политическом и научном дискурсе стали использоваться понятия «цивилизационная безопасность» и «глобальная безопасность», посредством которых особо подчеркивается опасность для существования человечества в целом, исходящая от угроз как в виде стихийных природных и социальных явлений, так и в виде «рукотворных» дестабилизирующих и деструктивных факторов.

В социально-философском плане национальную безопасность можно определить как состояние социальной системы, которое характеризуется стабильностью, устойчивостью, сбалансированностью ее структурных компонентов, связей и отношений, их эффективным функционированием и способностью к саморазвитию, что является главным условием и надежной основой для защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия различных внешних и внутренних угроз. Исходя из этого определения, можно четко представить значение безопасности в системе жизнеобеспечения общества и, прежде всего то, что она «является свойством, атрибутом социальной системы, выражающимся в ее целостности, относительной самостоятельности и устойчивости» [1, с. 16].

С позиции национальной безопасности необходимо учитывать специфику воздействия морально-психологического фактора. Мораль выполняет важнейшую, незаметную на первый взгляд, социальную функцию – консолидирующую. Она посредством общепринятых принципов и норм, убеждений и целей, механизмов регуляции и саморегуляции, сформированных в определенных народных традициях и культурно-цивилизационных парадигмах, образует своего рода «остов» общественной структуры, скрепляет в единое целое различные части социального организма. А в случае военного нападения или острого политического противостояния она превращается в один из основных инструментов сохранения и упрочения духа народа. Расшатывание же моральных устоев того или иного общества может быть специально использовано противником в качестве одного из тактических приемов подавления или поражения.

В контексте современных социокультурных трансформаций необходимо рассмотреть соотношение понятий «национальная безопасность» и «цивилизационная безопасность». Цивилизационная безопасность рассматривается как «защищенность от негативного воздействия любых внешних и внутренних факторов (в том числе информационных, политических, экономических, военных), в результате которой не разрушается культурно-национальная самобытность и ценностно-ментальная специфика» [2, с. 19]. Если национальная безопасность в традиционном понимании непосредственно

связана с деятельностью государства, а сферой ее реализации определяется прежде всего сфера политики, то цивилизационная безопасность напрямую ориентирована на сохранение определенного культурного пространства, воспроизведение устоявшихся механизмов трансляции духовных ценностей. Отстаивая и сохраняя духовно-нравственный потенциал и историко-культурное наследие, цивилизационная безопасность является базовым понятием по отношению к национальной безопасности. Но последняя, в свою очередь, имея непосредственную связь с решением актуальных вопросов жизнедеятельности государства, обладает более эффективными механизмами реализации как экономических, политических, так и духовных потребностей и интересов [3, c. 22].

Понятие глобальной безопасности позволяет по-новому оценить суть и значение национальной безопасности, выделить в ней особые моменты, непосредственно связанные с развертыванием мировых культурно-цивилизационных процессов. Глобальная безопасность интегрирует в единое целое: с одной стороны, комплекс национальных безопасностей разных стран, когда в каждой из них достигается устойчивое состояние социально-экономической системы, находят достойное отражение интересы населяющих их народов, а также исторический тип их цивилизационного развития, должным образом соблюдаются права и свободы человека, последовательно проводится курс на повышение его духовно-культурного уровня; с другой – совокупность совместных усилий и действий международных организаций, государств, народов, конкретных личностей, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов, сохранение мира, коэволюцию социума и природы; с третьей – это органическая взаимосвязь каждого человека и всего человеческого сообщества, что непосредственно выражается и в инстинкте самосохранения, бережном отношении к природе, и в чувстве ответственности за сохранение жизни на Земле, и в уважении к моральному закону, признании ценности человеческой личности, и в стремлении сохранить и приумножить достижения цивилизационного развития различных народов и регионов. В этой связи первая сторона глобальной безопасности – это своего рода фундамент достижения социально-экономической и политической устойчивости и стабильности в мире, вторая – это определяющий фактор в целенаправленном отстаивании и последовательной реализации общемировой гуманитарной миссии различных социальных субъектов, третья – это глубинное основание процессов очеловечивания человека и гуманизации отношений между людьми.

Таким образом, под воздействием глобальных вызовов и угроз в сфере безопасности отчетливо заявили о себе факторы морально-психологического характера. Сегодня не только на государство как ведущего актора внутри- и внешнеполитической деятельности возлагается ответственность за обеспечение общественной стабильности и порядка, но и со стороны личности, различных социальных групп, гражданского общества необходимы целенаправленные усилия по сохранению и развитию духовно-нравственных основ человеческого бытия.

Список использованных источников

1. Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / Мясникович М. В., Никитенко П. Г., Пузиков В. В. и др. – Минск: ИООО «Право и экономика», 2003.– 562 с.

2. Феофанов, К. А. Безопасность цивилизационного развития как социокультурный феномен: сущность, закономерности, понятийный аппарат / К. А. Феофанов // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 3.

3. Павловская, О. А. Человек как объект и субъект глобальной безопасности / О. А. Павловская, С. В. Павловская // Безопасность Беларуси в гуманитарной сфере: социокультурные и духовно-нравственные проблемы / Под ред. О. А. Павловской. – Минск: Беларуская навука, 2010. – С.13-33

+1
0
-1