Лидия Довыденко о конференции Духовный суверенитет русско-славянского мира

Смысловая координата:

Лидия Довыденко

Главный редактор литературно-художественного

 журнала «Берега»,

секретарь Союза писателей России,

кандидат философских наук  
E-mail: dovidenko_L@mail.ru

Род. Лад. Совесть. Любовь.

О конференции «Духовный суверенитет русско-славянского мира»

 

 

Пансионат "Огонек". Берег Минского моря. На этот берег привела меня дорога поиска актуального мировоззрения. Здесь проходила с 30 марта по 2 апреля  17-ая Международная научно-практическая конференция «Духовный суверенитет русско-славянского мира» .  На форум прибыли деятелей науки, культуры, представители общественных организаций Беларуси, России, Польши.

Минское море еще сковано льдом,  и его белое полотнище усеяно рыбаками. Перед окнами пансионата растут высоченные сосны. Чтобы увидеть их макушки, нужно запрокинуть лицо параллельно небу. Его – неба -  здесь очень много: небесных, духовных  поисков идентичности, поисков нравственности, правильного образа жизни, этического здоровья, душевного равновесия, поисков славянской миссии и предназначения в судьбе человечества.

Много красного цвета, и возникает ощущение вечного поиска любви и гармонии на земле, а на форуме – квинтэссенция искателей глубинных смыслов и людей, представителей славянских народов, утвердившихся в своём мирочувствовании.

В Ждановичах много белочек, они скачут по ветвям сосен и перелетают с одной на другую, как птицы, сверкая красно-рыжим мехом. Красные стволы  мачтовых сосен впечатляют не только своей высотой, но и ровным медным отсветом, кажется: дотронься, и почувствуешь тепло. В зале среди участников конференции бросаются в глаза  национальные славянские костюмы. В них одеты не только  женщины, изящество которых так подчеркивают кружева и вышивка, но и  мужчины  в белых рубахах с красной оторочкой национальных орнаментов. Красная ленточка на лбу ведущего конференции Владимира Сацевича мелькает среди всё прибывающих докладчиков, большинство из которых уже знакомы друг с другом. Улыбки, тепло, добро, открытость, одним словом – Лад, как единство разума, чувств, воли и веры человека.

Более ста участников конференции, почти все выступили с докладами или сообщениями на пленарных заседаниях, приняли участие в  круглых столах  и дискуссиях.

Кто-то пришел поделиться уже наработанными моделями  и методами  по сближению государственных и  общественных инициатив,  по возрождению  корней, истоков традиционной культуры и утраченных духовных идеалов славянских народов,  кто-то делился опытом  патриотического  воспитания, образования молодого поколения, наработками по воспитанию здоровой семьи, кто-то предлагал решение проблем такого славянского  понятия,  как воля  и жизнеутверждающего  славянского о мировоззрения -  Лада.  

Не могу остановиться на выступлениях абсолютно всех участников конференции, так как я должна была еще принять участие в мероприятии Минского отделения Союза писателей Беларуси в Президентской библиотеке в честь праздника Единения народов России и Беларуси, поэтому  выделю лишь несколько докладчиков.

Искренне радовалась участию в форуме давно знакомого мне по уникальным трудам и по научным конференциям, в  которых и я с удовольствием участвую по приглашению Института  философии Национальной Академии  Наук Беларуси, -  доктора  философских наук  Эдуарда Максимовича  Сороко.  Учёный в своих трудах обосновывает необходимость  заботы каждым  человеком  о своей собственной жизни в духе гармонии, взяв за основу четыре составляющие: разум, чувства, веру и волю.  Гармония, золотое сечение, мера, чувство меры – это  тот  высокий уровень духовной основы, без которого человек просто хиреет, деградирует и не может развиваться.

Среди лидеров, выражающих славянское  мироощущение,  моя замечательная коллега  из Варшавы,  давний автор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Берега»  - Барбара Кригер, заместитель председателя Польского славянского комитета, философ и культуролог. Она выпускница Краковского Ягеллонского Университета, в прошлом научный сотрудник и преподаватель Академии наук и Института истории культур. С 1990 года активно  участвует в Славянском Движении, участница 1-го Учредительного Всеславянского Собора. Автор более 90 работ в области славяноведения, экологии, охраны окружающей среды. Член Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, член Международной Славянской Академии. Как пишет о ней профессор Алексей Дмитровский, «в своих философско-исторических выявлениях Б. Кригер исходит из препозиции славянства как целостного феномена исторического бытия и как потенциально действенного фактора человеческого процветания [...] исходная позиция её философско-исторического славяноведения: «Славянское мировоззрение основывается на целостном (холистическом) и многомерном восприятии с использованием и применением всех возможностей постижения одновременно чувствами, сердцем (философия сердца) и мыслью».

Барбара Кригер задаётся вопросом: «Может ли славянская цивилизация быть универсальной?»,  подчеркивая  общечеловеческое значение цивилизации, созданной в границах Славянского мира. Трудно не согласиться с ней в том, что издавна не только славянские мыслители предвидели важную роль цивилизации Славянского мира, но об этом писали также выдающиеся западные историософы, как Иоганн Г. Гердер и Освальд Шпенглер.  Н. Данилевский уже в 1871 году писал, что славяне «могут и должны сформировать свою самобытную цивилизацию». В то же время В. Ламанский в качестве мировой задачи России и славянства выводил освобождение человечества от ложного одностороннего развития и выведение из тупика, в который завел его Запад. 

«Цивилизационный кризис, - говорит Барбара Кригер, -  почти во всех областях жизни показывает нам, что прежние предпочтительные цели и стремления людей в обществе, основанном на материализме, оказались не верны, они не соответствуют природе нашей действительности и противоречат нашей собственной натуре и ее предназначению. В результате прежние применявшиеся и признанные стратегии поведения также оказались неэффективными». Но после почти сорокалетней постмодернистской неразберихи возникает новое, небывалое и очень привлекательное интегральное мировоззрение, в котором главную роль играет понятие системы. Это понятие выводится из скрупулезных наблюдений за живыми организмами, также за социальными организмами. Системное мышление, свойственное славянской философской мысли, нашло свое отражение в категориях «целого», «целостности» и «всеединства», точно определяющих системный характер жизни. «Идеал цельного познания т.е. познания как органического всеобьемлющего единства провозгласили Киреевский и Хомяков. Мышление в категориях «целостности» в настоящее время присутствует как в русско-славянском космизме, так и в традиционной обрядовости и ее символике. Эти черты славянской традиции довольно детально представлены в рамках универсологии, которая охватывает как историческое культурное наследие, так и достижения современной науки.  Более детально  изучить статью Барбары Кригер можно в журнале «Берега»,  №2 (26)- 2018.

Новое научно-практическое направление в системе непрерывного образования – универсология – было представлено Еленой Геннадьевной Курносовой. Её доклад назывался «Беларусь. Миссия и Предназначение». В Минске утвердилась Международная школа универсологии как отражение потребности научного и практического решения глобальных проблем человечества, как отражение синтезированных достижений мировых культур во всех сферах жизни общества: и в кооперации производств, и в консолидации людей, и в укреплении нравственности и чистоты отношений.

На конференции было много внимания уделено теме семьи. Надежда Петровна Ярошик, несмотря на дальность дороги из Омска, постоянная участница конференции, выступила с докладом:  «Семья - традиционная основа славянского общества». 

От Лада в семье идёт идея мирового Лада, опираясь на необходимость утверждения на планете мирового Лада в противовес «мировому господству». Со сцены мира должны уйти манипулирование общественным сознанием, на свалку истории должно уйти истощение ресурсов Земли и человеческих ресурсов. Либеральные «ценности» находятся в агонии и полностью исчерпали себя.

Доктор медицинских наук Владимир Николаевич Ростовцев выступил с докладом «Истоки здорового образа жизни». Рассматривая природу здоровья, ученый акцентирует внимание на составляющую слова,  как При Род- е. От своего Рода человек многое унаследует - здоровье физическое и духовное. Для анализа здоровья человека необходимо учитывать уровни организации человека: генетический, метаболический, физиологический, психический и духовный – при их взаимосвязи и цельности. Теория здоровья включает три части: теория нормы, теория биологического и социального груза и теория биологического баланса. И если сформулировать проще, то всё зависит от  правильного мышления и гармоничного мировоззрения.

Теме мировоззрения человека посвятил свое исследование Павел Владимирович Тукабаев, доктор медицинских наук, профессор, руководитель круга родовых наследий «КРОНА» из Новороссийска. Нагрузки и образ питания, духовный настрой, религия и вера, образование и опыт  и многие другие составляющие мировоззрения человека  определяют его путь, предназначение и деятельность.

Невозможно перечислить всех докладчиков, но лично мне запомнились выступления Владимира Юрьевича Садкова, сопредседателя Союза офицеров России, Виктора Владимировича Ярцева, доктора философии, академика МАНЭБ; Арины Весты, писательницы, исследовательницы древнерусской культуры; Татьяны Эдуардовны Блиновой, исследователя древней славянской культуры, Юлии Николаевны Жук, биолога, практика-сугестолога, Аллы Гиговой, председателя Болгарского славянского движения, Ольги Николаевны Вечер, архитектора, руководителя Крымского филиала АНО «ЭКОН».

В заключение, я хотела бы отметить милое,  светлое выступление Аллы Александровны Ермиловой, научного сотрудника Дома-музея А.С. Грина в Феодосии, которая прочла сочиненный ею Сказ, поэтически, любовно оформленное «Слово о земле Крымской и жителях её – славянах».

Завершающим аккордом конференции была поездка  в историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Это цепь оборонительных укреплений вдоль старой государственной границы СССР.  Историко-культурный комплекс открылся в 2005 году. В дотах все восстановлено, как было накануне войны, отремонтированы окопы и ходы сообщений. Интересен низководный мост и паромная переправа. Военная техника, пушки, радары, крылья Родины – самолёты. Это дань памяти тем, кто обеспечил Великую Победу. Мы постояли у памятника И.В. Сталину еще и потому, что он поддержал Славянское движение в Восточной Европе после войны: «… и первая, и вторая мировые войны развернулись и шли на спинах славянских народов. Чтобы не дать немцам развязать новую войну, нужен Союз славянских народов». Известно, что когда президент Чехословакии Э. Бенеш приехал в Кремль в марте 1945 года, Сталин произнёс тост: «За новых славянофилов, которые стоят за союз независимых славянских государств».

Остаётся поблагодарить руководителя конференции Владимира Александровича Сацевича, председателя комитета «Экология человека»  БОО «Русь», профессора Международной Славянской Академии, подчеркнувшего, что Россия – ядро русско-славянского мира,  Русь – это истоки и корни родовой памяти и сила русского духа, есть основа мира Русского. Русь вынашивала в себе Лад, как единство разума, чувства, воли и веры человека.

На конференции были приняты обращения: народного движения «Бессмертный полк», «Союзное государство Русь – интеграционный центр славянского мира» и «За союзное государство – Русь».

+1
+2
-1